Исполнительная и судебная власть

  1. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ.
  2. Состав и формирование Правительства РФ.
  3. Осуществление правосудия в России.
  4. Система судебной власти РФ.
  5. Компетенции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
  6. Прокуратура РФ, ее полномочия.

Материал к уроку

Деятельность учащихся на уроке может быть как индивидуальной, так и групповой.

Учитель уточняет, что в соответствии с основа­ми конституционного строя и общими принципа­ми организации представительных и исполни­тельных органов государственной власти, уста­новленными федеральным законом, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему ор­ганов государственной власти. Главы субъектов РФ — губернаторы — рекомендуются Прези­дентом РФ законодательным органам субъектов РФ. Органы исполнительной власти  —   правительства — обычно формируются главами субъ­ектов РФ по согласованию с полномочными пред­ставителями президента в федеральных округах (их семь).

Поскольку суды и прокуратура являются пра­воохранительными органами, имеет смысл дать учащимся представление об этих институтах на фоне системы правоохранительных органов, осу­ществляющих деятельность только на основании закона и в соответствии с законом. Нарушение требований закона, допущенное в процессе пра­воохранительной деятельности, может оказать­ся само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уго­ловную ответственность.

К правоохранительным органам относятся:

  • судебная система (федеральные, конституци­онные (уставные) суды и мировые судьи субъек­тов РФ);
  • органы обеспечения охраны порядка и безопасности:

  • органы внутренних дел;
  • органы обеспечения безопасности;
  • органы налоговой службы и налоговой полиции;
  • таможенные органы;
  • органы юстиции;
  • органы предварительного расследования;

  • прокуратура;
  • органы по правовому обеспечению и право­вой помощи:

  • нотариат;
  • адвокатура;
  • негосударственные организации обеспечения правоохраны:

—      частные детективные и охранные службы.

Новое  явление  в  российском  судопроизвод­стве — институт присяжных заседателей. Учитель может пояснить процедуру формирования коллегии заседателей, правомочных рассматри­вать дело в суде. Коллегия образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух запасных. Для образования коллегии пред­седательствующий опускает в урну билеты с ука­занием фамилий неотведенных присяжных за­седателей, перемешивает их и по одному вы­нимает четырнадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в билете фамилию присяжного заседателя. Первые двенадцать присяжных засе­дателей, отобранных путем жеребьевки, счита­ются комплектными, а два последних — запас­ными.

По завершении образования коллегии предсе­дательствующий предлагает двенадцати комп­лектным присяжным заседателям занять отведен­ное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствую­щих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим мес­та. Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в за­ле судебного заседания. Они могут быть до вы­несения вердикта включены в состав комплект­ных присяжных заседателей в случае невозмож­ности кого-либо из комплектных присяжных за­седателей участвовать в судебном заседании.

Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, под­судимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей не способен вынести объективный вердикт. Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания мнений сторон, о чем в со­вещательной комнате им выносится мотивиро­ванное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным, председа­тельствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рас­смотрению дела судом присяжных.

Для дальнейшего обсуждения можно предло­жить несколько актуальных вопросов. Напри­мер, возможны ли суды, полностью независимые от властей (центральных и местных)? В идеале они могут быть такими. Но до сих пор ощуща­ется некоторая зависимость судей от соответст­вующих органов в основном исполнительной власти, ибо судьи, увы, сталкиваются с теми же проблемами (решение которых во многом зави­сит от властей), что и обычные граждане: нежелание потерять хорошо оплачиваемую работу, стремление улучшить свои жилищные условия и т. д.

Смогут ли присяжные заседатели честно и смело работать в нынешних условиях? В услови­ях криминального беспредела не смогут. Они бу­дут постоянно подвергаться давлению уверенных в своей безнаказанности криминальных элемен­тов. Независимость присяжных заседателей бу-дет обеспечена только в правовом государстве, снизившем уровень преступности до удовлетво­рительной отметки.

Что можно предпринять, чтобы обезопасить свидетелей, дающих в суде показания против ма­фии? В экономически развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, ФРГ, раз­работана система обеспечения безопасности важных свидетелей. Она включает возможности: анонимного выступления в суде, пребывания не­которое время в безопасном месте, смены места жительства, фамилии, внешности и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector