- Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ.
- Состав и формирование Правительства РФ.
- Осуществление правосудия в России.
- Система судебной власти РФ.
- Компетенции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
- Прокуратура РФ, ее полномочия.
Материал к уроку
Деятельность учащихся на уроке может быть как индивидуальной, так и групповой.
Учитель уточняет, что в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти. Главы субъектов РФ — губернаторы — рекомендуются Президентом РФ законодательным органам субъектов РФ. Органы исполнительной власти — правительства — обычно формируются главами субъектов РФ по согласованию с полномочными представителями президента в федеральных округах (их семь).
Поскольку суды и прокуратура являются правоохранительными органами, имеет смысл дать учащимся представление об этих институтах на фоне системы правоохранительных органов, осуществляющих деятельность только на основании закона и в соответствии с законом. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
К правоохранительным органам относятся:
- судебная система (федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ);
- органы обеспечения охраны порядка и безопасности:
- органы внутренних дел;
- органы обеспечения безопасности;
- органы налоговой службы и налоговой полиции;
- таможенные органы;
- органы юстиции;
- органы предварительного расследования;
- прокуратура;
- органы по правовому обеспечению и правовой помощи:
- нотариат;
- адвокатура;
- негосударственные организации обеспечения правоохраны:
— частные детективные и охранные службы.
Новое явление в российском судопроизводстве — институт присяжных заседателей. Учитель может пояснить процедуру формирования коллегии заседателей, правомочных рассматривать дело в суде. Коллегия образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей (образующих состав присяжных заседателей, выносящих вердикт) и двух запасных. Для образования коллегии председательствующий опускает в урну билеты с указанием фамилий неотведенных присяжных заседателей, перемешивает их и по одному вынимает четырнадцать билетов, оглашая каждый раз указанную в билете фамилию присяжного заседателя. Первые двенадцать присяжных заседателей, отобранных путем жеребьевки, считаются комплектными, а два последних — запасными.
По завершении образования коллегии председательствующий предлагает двенадцати комплектным присяжным заседателям занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье присяжных заседателей специально отведенные для них председательствующим места. Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют при судебном разбирательстве в зале судебного заседания. Они могут быть до вынесения вердикта включены в состав комплектных присяжных заседателей в случае невозможности кого-либо из комплектных присяжных заседателей участвовать в судебном заседании.
Государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый и его защитник вправе до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных заседателей не способен вынести объективный вердикт. Такое заявление разрешается председательствующим после выслушивания мнений сторон, о чем в совещательной комнате им выносится мотивированное постановление, излагаемое в виде отдельного документа. Если соответствующее заявление будет признано обоснованным, председательствующий распускает коллегию присяжных заседателей и возобновляет подготовку к рассмотрению дела судом присяжных.
Для дальнейшего обсуждения можно предложить несколько актуальных вопросов. Например, возможны ли суды, полностью независимые от властей (центральных и местных)? В идеале они могут быть такими. Но до сих пор ощущается некоторая зависимость судей от соответствующих органов в основном исполнительной власти, ибо судьи, увы, сталкиваются с теми же проблемами (решение которых во многом зависит от властей), что и обычные граждане: нежелание потерять хорошо оплачиваемую работу, стремление улучшить свои жилищные условия и т. д.
Смогут ли присяжные заседатели честно и смело работать в нынешних условиях? В условиях криминального беспредела не смогут. Они будут постоянно подвергаться давлению уверенных в своей безнаказанности криминальных элементов. Независимость присяжных заседателей бу-дет обеспечена только в правовом государстве, снизившем уровень преступности до удовлетворительной отметки.
Что можно предпринять, чтобы обезопасить свидетелей, дающих в суде показания против мафии? В экономически развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, ФРГ, разработана система обеспечения безопасности важных свидетелей. Она включает возможности: анонимного выступления в суде, пребывания некоторое время в безопасном месте, смены места жительства, фамилии, внешности и т. д.