Хронологические и стилистические методы датирования

Для того чтобы попытаться определить приблизительно к какому времени принадлежит тот или иной памятник наскального искусства, необходимо поступить следующем образом. Нужно в первую очередь определить те рисунки эпох, которых не будут являться объектом изучения. Это очень важно для того чтобы сузить круг изучения петроглифов, что поможет более детально изучить их. После этого вторым шагом должно быть наблюдение за таким методом как техника исполнения рисунков. А также следует обратить внимание на наличие палимпсестов и, конечно же, не обойтись без сравнительных анализов, например, сопоставить изображения закрытых комплексов с наскальными рисунками.

         Техника, которой выполнены изображения, разнообразна. Существует несколько способов нанесения их: такая техника как выбивка, подразделяется на три группы – редкая, частая и сплошная. А также техника нанесения рисунков как граффити или прочерченные линии. Португальские исследователи перечисляют следующие техники выполнения петроглифов: гравировкой тонкой линией, гравировка глубокими линиями V и U – образного профиля, выбивка прямая или с орудием — посредником, реже скобление на примере петроглифов  долины Коа [Дэвлет, 2002, с. 39]. Наиболее популярной техникой нанесения петроглифов скифского времени считается точечная выбивка, так как она характерна для большинства рисунков этой эпохи. Предположительна, эта техника использовалась как самостоятельные изображения или дополнения к выбивке, чтобы усилить эффект реалистичности а также не исключено, что использовалась в качестве эскизов для будущих выбивок [Советова, 2005, с. 16]. В общем, в разное время и разных местах творцы изображений предпочитали различную технику, ведь люди не одинаковы и каждый выбирал то, что ему по душе и каким способом лучше всего можно было бы изобразить увиденное. Нужно учитывать и то, что к петроглифам относят изображения,  которые выполнены за счет удаления части поверхности в технике выбивания (прямыми ударами или с применением орудия — посредника), гравировки, резьбы,  шлифования, а также выполненные с сочетанием этих техник  как контурно, так и силуэтно [Дэвлет, 2002, с. 37].

         Вообще  о технике нанесения петроглифов очень мало известно, обычно ее описывают «на глаз».  Не так давно для предметов мелкой пластики и монументального искусства начали использовать вариант трасологического метода. Этот метод, позволяет определить, каким инструментом была выполнена линия, сколько раз мастер «прошелся» по камню и т.д. Вероятно, с помощью этого метода удастся описать техники исполнения петроглифов. Например, в ходе наблюдений группы французских исследователей в Монте Бего над техникой исполнения петроглифов, в результате которых был сделан вывод, что некоторые изображения кинжалов были выполнены в результате обведения контуров их реальных прототипов [Там же, с. 38]. Изображения, скорее всего, наносились твердым камнем при помощи прямых ударов, а также и при помощи двух орудий. Но можно предположить, что такой твердый материал как олений рог, вполне мог найти применение.

         Существует еще одна разновидность техники нанесения изображения. Она применялась в ледниковой эпохе, ее название «макароны». Это не процарапанные, а проведенные пальцами линии по мягким отложениям на стенах пещер. В пещерах, где оставлены пальцевые прочерченные линии, соседствуют со знаками оставленными орудиями. Пальцевые линии и имитирующие их, выполненные орудиями насечки, чаще всего встречаются в местах, где добывали камень. Такая техника встречается в пещере Куналда, район Маунт Гамбьер, Австралия, а также в абхазской пещере Агца [Там же, с. 40]. Для того что бы работать по камню необходимо хорошо знать натуру, иметь твердую руку, а также навык работы и возможно делать зарисовки для дальнейшей работы с изображением.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector