в сознании людей публицистика 1988 года выглядит как особое явление общественной жизни

Анализ читательских писем, ответов на вопросы анкет показывает, что в сознании людей публицистика 1988 года выглядит как особое явление общественной жизни. У нее есть несколько особенностей, которые выделяются читателями.

Это во-первых, новизна и острота разговора, который она ведет с читателем. На вопрос о наиболее интересных темах публицистики большинство называют сразу несколько, среди которых лидирует экономическая проблематика. Она сочетается с проблематикой защиты прав человека, истории, охраны окружающей среды, преступности и т.д. Сочетания при этом могут встречаться самые разные.

Следующая, особенность получила в прессе название «докторальной публицистики». В отличие от публицистики прошлых лет, ориентированной преимущественно на очерк, репортаж, пропаганду нового опыта или хорошего человека, уголовно-судебную хронику или художественную критику, нынешняя «докторальная» публицистика взяла на себя смелую функцию профессионального анализа болевых точек общества, именно, «докторскую» — в медицинском смысле — задачу диагноза его болезней. На фоне кризиса общественных наук и социальных институтов она, по сути, заменила (надо надеяться, лишь на время) научно-исследовательские процессы в обществоведении стала как бы мозговым центром страны в эпоху перестройки Именно благодаря высокому престижу профессиональной оценки «докторальная» публицистика оказалась менее доступной атакам «рептильной словесности» (Ю. Буртин), т.е. некомпетентной, непрофессиональной, псевдоидеологизированной критики, от которой пострадали иные новые художественные произведения!

Почетные «доктора» современной публицистики свой предмет знают, за свои слова — отвечают.

Еще одна черта, способствующая успеху публицистики-88 у читателей: ей удалось сочетать профессиональный анализ социальной действительности с доходчивостью, здравым смыслом, высоким уровнем эмоциональности. Читатели отмечают ощутимый поворот в публицистике в сторону интеллектуализма. В оценках статей вместо общеупотребительных высказываний типа: «правильная — неправильная», «хорошая — плохая», «злободневная — несвоевременная», «полезная — вредная», «выдержанная — невыдержанная» и т. п. появилась и усиливается новая тенденция: «умная статья», «умный человек», «заставляет думать», «статья-задача», «интеллектуальная работа» и т. д[1]. Здесь налицо смещение критериев читательской оценки из сферы пропаганды в область анализам — столь обнадеживающее, сколь и долгожданное для читателя, не избалованного блеском мысли.

И, наконец, один из наиболее важных факторов популярности публицистики — сплав литературного таланта, гражданственности и нравственности, что делает такие статьи особенно привлекательными для читателя.

Совокупность этих качеств и «обрекла» на успех публицистическую волну 1988 года. Понятно, не все статьи вызывают равный интерес у читателя, не все авторы одинаково популярны.

Итак, первый опрос состоялся в марте 1988 года. Его участниками стали читатели газеты «Книжное обозрение». В опубликованной в № 13 газеты от 25 марта 1988 года анкете «Что издать в 1989 году?» читателям предлагалось указать имена авторов, достойных быть включенными в сборник актуальной газетной и журнальной публицистики, планируемый издательством «Книжная палата». Было получено около 10 тыс. ответов читателей различных возрастов, профессий и образовательных уровней, представляющих свыше 70 городов и регионов страны.

Следующий опрос проводился в июне 1988 года среди телезрителей программы «Взгляд»: их просили назвать авторов наиболее понравившихся публицистических произведений. Откликнулись свыше 1500 человек, которые прислали в адрес Института книги открытки с именами авторов-публицистов. Их анализ позволил получить второй список имен популярных публицистов.

[1] Интеллектуализацию публицистики отмечает Ю.Афанасьев в предисловии к книге «Иного не дано»: «Я и как редактор, и как ученый вряд ли могу согласиться со всем, что сказано авторами. Многие взгляды и подходы представляются спорными, требуют дальнейшего обсуждения, анализа. Но они будят мысль, заставляют думать, искать, заглядывать за горизонт».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector