Методика ситуативно-образной психорегулирующей тренировки (СОПТ)

СОПТ – метод  психологической подготовки сотрудников спецназа к бою, основывающийся на мысленном воспроизведении боевой ситуации, вариантов ее развития. Совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. При этом сотрудник ОСН как бы воспринимает реальную боевую ситуацию “глазами” ее участника – “ субъекта боевой ситуации”. Поскольку субъект боевой ситуации — это конкретный сотрудник спецназа Минюста России, то описание боевых условий производится с точки зрения  специальности спецназовца. Поэтому СОПТ проводится по специальностям отдела специального назначения, например, только с бойцами штурмового отряда, снайперами. Одновременно в СОПТ могут участвовать до 15 сотрудников ОСН. Ее организация включает три этапа:

  1. Подготовка (подбор) боевой ситуации и ее оформление;
  2. Ситуативно-образный тренинг;
  3. Аналитический разбор ситуации и возможных вариантов действий в ней.

Первый этап.

            Для того, чтобы качественно провести СОПТ, необходимо подробно описать боевую ситуацию, которая берется из реальной боевой деятельности спецназа Минюста России, в крайнем случае описание боевой ситуации может создаваться искусственно.

            Первый вариант является предпочтительным, так как здесь не только создается общий тактический  фон занятия, но и изучается боевой опыт. Исследования, проведенные в ОСН, дислоцированные в Чеченской Республике, свидетельствуют об исключительной важности этого вопроса. Знакомство сотрудников ОСН с опытом других обогащает их знания, учит действовать  в тех или иных ситуациях, “снимает” фактор неопределенности, укрепляет их психическую устойчивость.

            Описание ситуации производится по определенной методике. Если используется реальная боевая ситуация (РБС), то она “срезается” при помощи интервью с ее участником. Для проведения интервью предлагается вариант метода последовательной динамической оценки (МПДО), разработанного В.Я. Швединым. Проведение интервью требует определенного умения.

            После того, как боевая ситуация описана, подготавливается фразеология СОПТ, то есть расписывается все, что будет говорить руководитель занятий. Необходимо ответить, что эффективность СОПТ намного повышается, если она проводится в аутогипнотическом состоянии или состояние аутогенного погружения.

Второй этап СОПТ  можно условно разделить на четыре части:

  1. Достижение аутогипнотического состояния. Как правило, у участников СОПТ нет навыков самогипноза или аутогенной тренировки. Поэтому на данном этапе потребуется помощь руководителя. От сотрудников спецназа будет требоваться только мысленно повторять то, что говорит руководитель и стараться как можно ярче представить те образы, о которых будет идти речь на занятиях. Для этого предлагается вариант техники достижения самогипнотического погружения, в основе которого лежат приемы нейролингвистического программирования.
  2. Образное воспроизведение боевой ситуации. Важно, чтобы сотрудники спецназа старались воспроизвести не только визуальные образы ситуации, но и слуховые, тактильные, вкусовые, дающие полную картину условий выполнения боевой задачи. Образы воспроизводятся с помощью руководителя последовательно по мере событий.
  3. Образное формирование поведения и действий. На этом этапе участники СОПТ при минимальном вмешательстве руководителя формируют образ своего поведения в ситуации. Это способствует развитию чувства уверенности в себе, своих силах, требуемых для боя качеств характера. В этих целях сотрудники ОСН могут идентифицировать себя с конкретными или вымышленными личностями, которые являются для них эталонами смелости, мужества и уверенности в себе.
  4. Заканчивается ситуативно- образный тренинг целенаправленным, жестким самовнушением уверенности, самообладания в самых сложных ситуациях боевой деятельности.

На третьем этапе СОПТ  боевая ситуация подвергается рациональному разбору. Он заключается в анализе ошибок, допущенных ее участниками, возможных вариантов развития событий, ощущений, переживаний, возникших в ходе боя. Разбор производится в форме свободной дискуссии либо в беседе с личным составом ОСН.

НАЧАЛО ТРЕНИРОВКИ. Вступительное слово:

  1. Довести цели проводимого занятия (изучить опыт действий и поведение в ситуациях реальной опасности, провести мысленную тренировку действий при внезапном начале обстрела противником позиций подразделения).
  2. Довести форму проведения занятия.
  3. Задачи участников:
  • Внимательно познакомиться с описанием ситуации;
  • Мысленно представить разворачивающиеся события, свои действия в них, эмоции, чувства, о которых будет говорить руководитель в процессе тренировки;
  • Разобрать возможные ошибки, допущенные субъектом ситуации, и возможные варианты развития ситуации.

Знакомство участников СОПТ с описанием ситуации.

            Руководитель тренировки подробно доводит до участников описание ситуации (где, когда и как происходили события, кто был ее субъектом, их результат). На данном этапе нецелесообразно  проводить разбор ошибок и возможных вариантов развития событий, так как это лучше всего сделать после образного психотренинга. Образный психотренинг. (Обращаем внимание руководителя занятия на некоторую специфику построения предложений и фраз в психотренинге, вариант которого приведен ниже; она  позволяет достигать большей эффективности занятия).

I этап: достижение состояния самогипнотического погружения.

Руководитель: “Примите удобную позу, закройте глаза и мысленно старайтесь представить себе все то, о чем я буду говорить”.

Задействованная модальность Фразеология

 

ПЕРВЫЙ БЛОК ФОРМУЛ 4+1
Зрительная ·         Хорошо представьте себе окружающую Вас обстановку…комнату и
Тактильная ·         То, что Вы сидите на стуле… и чувствуете как Ваша спина опирается об его спинку….и
Слуховая ·         Вы хорошо слышите мой голос… и
Бесканальная ·         Чувствуете себя спокойно…
ВТОРОЙ БЛОК ФОРМУЛ 3+2
Тактильная ·         Почувствуйте свои руки, то как они лежат …и
Зрительная ·         Представьте, как бьется Ваше сердце
Тактильная ·         Спокойно…-поднимается и опускается Ваша грудная клетка при дыхании…
Бесканальная И это помогает расслабиться… и  подготовиться к занятию…
ТРЕТИЙ БЛОК ФОРМУЛ 2+3
Слуховая ·         Вы по-прежнему хорошо слышите мой голос…
Слуховая ·         И, возможно, еще какие-либо звуки…
Бесканальная ·         И это помогает…чувствовать себя удобно…
Бесканальная ·         И спокойно…
Бесканальная ·         И помогает неторопливому… течению мысли…
ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК ФОРМУЛ 1+4
Слуховая ·         Слушая меня…
Бесканальная ·         Вы ощущаете спокойную
Тактильная ·         Расслабленность…
Бесканальная ·         Это вызывает такие ощущения… как у дремлющего человека…это
Бесканальная ·         Ощущение усталой тяжести в теле

Примечание: Многоточием (три точки) обозначается пауза (3-5) секунд. Слова требуется произносить ясно, слегка нараспев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector