К концу XVIII в. Россия заняла одно из первых мест среди европейских государств как по удельному весу в экономике, так и по своему политическому значению и влиянию на дела в Европы.
Расширение территории России в результате войн со шведами, турками и татарами, получение выходов к берегам Балтийского и Черного морей, рост экономических связей между различными районами огромного государства и необходимость управления страной вызвали дальнейшее развитие путей сообщения и связи.
Переброска войск производилась по подготовленным грунтовым военным дорогам. Фельдъегерская связь также использовала эти дороги. Во время войны с Францией и Турцией (1805-1812) выявилось, что транспорт и связь оказались наиболее слабым местом в организации обороны страны. Военное ведомство спешно приняло ряд мер.
Для руководства эксплуатацией военных дорог было создано «Учреждение для управления водяными и сухопутными сообщениями».Для их управления были созданы 10 округов, в ведении которых находились «все большие почтовые тракты».Эти дороги обеспечивали государственную и военную связь между экономическими районами, укрепленными линиями и экспедициями осваивающими Дальний Восток.
Почтовые тракты являлись основными магистралями связи, по которым государственная корреспонденция перевозилась курьерами, а казенная и частная ─ почтальонами.
Военные и особо важные государственные документы доставлялись фельдъегерским корпусом.
Фельдъегеря подчинялись дежурному генералу главного штаба. В особо сложной обстановке фельдъегерь получал для охраны специальный конвой, а чаще всего ездили в сопровождении солдата.
К 1812 году вся русская армия перешла к штатной корпусной организации.
В армиях, корпусах и дивизиях имелись свои штабы, при командирах бригад состояли группы офицеров во главе со старшими адъютантами. Штабы ведали управлением войсками и обеспечивали поддержания связи.
В войсках связь поддерживалась посредством различного рода сигналов, передаваемых с помощью барабанов и труб. Использовались также цветные ракеты, сигнальные костры, выстрелы из орудий. На флоте применялась сигнализация флажками и фонарями с белыми и цветными стеклами.
В бою и в походе управление и связь осуществлялись с помощью команд и сигналов, передаваемых с помощью барабанов, труб, флажков, сабель и др., а также распоряжений или приказаний передаваемых голосом.
При передаче важных распоряжений одному и тому же адресату с аналогичным приказанием или донесением одновременно направлялось несколько посыльных, следовавших разными маршрутами.