Транспортный процесс, как уже было отмечено ранее, является наиболее продолжительным во времени и емким по затратам труда в общей технологии добычи полезных ископаемых на карьерах. Он представляет собой комплекс последовательных операций по перемещению горной массы из забоев к местам разгрузки: бункерам обогатительных фабрик, погрузочным устройствам, складам, отвалам и т. д. Основные операции процесса – погрузка горной массы в автосамосвал, движение его с грузом, выгрузка горной массы из автомобиля и движение его без груза.
Движение автосамосвала с грузом является единственной производительной операцией транспортного процесса. Движение без груза, загрузка и разгрузка являются непроизводительными операциями, но они необходимы и неизбежны, так как являются слагаемыми общего производственного процесса перемещения грузов. Ожидание при погрузке и разгрузке, маневры, задержки и перерывы в работе не являются обязательными и необходимыми для транспортного процесса и при соответствующей организации работы транспорта могут быть в значительной мере снижены или совсем устранены.
Автосамосвалы в разрезе движутся по постоянным и временным автомобильным дорогам, соотношение между которыми бывает различным. Большей частью длина постоянных дорог не превышает 70% общей протяженности дорог. В свою очередь, длина временных дорог сокращается за счет отработки верхних горизонтов и перестройки ряда временных дорог в постоянные. Интенсивность движения на дорогах составляет 30 – 40 автосамосвалов в час. Вследствие неравномерности движения автосамосвалов расстояния между ними иногда уменьшаются до 30 – 40 м.
В ЗАО «Черниговец» автосамосвалы работают с вывозом груза на подъем. Как правило, преодоление больших затяжных подъемов ведет к перерасходу топлива, перегреву двигателя и повышенному износу деталей. Наличие горизонтальных площадок на затяжных подъемах позволяет автомобилю накапливать энергию для более плавного подъема и способствует нормальному режиму работы двигателя и сокращению расхода топлива.
Движение автосамосвалов по кривым малых радиусов сопряжено с рядом трудностей. Для сохранения безопасности движения скорость нередко приходится снижать до 5 – 10 км/ч. На крутых поворотах резко возрастает сопротивление качению, что приводит к перерасходу топлива и весьма интенсивному износу шин. Поэтому при работе на крутых подъемах и спусках с малыми радиусами закруглений желательно использовать шины с повышенной боковой жесткостью, обеспечивающей меньшие углы увода колес.