Факторы, определяющие расход топлива карьерных автоса-мосвалов

При всех неоспоримых достоинствах автомобильного транспорта сфера его эффективного применения сдерживается в определенной мере возрастающими объемами расхода дизельного топлива. Этот фактор играет с течением времени все большую роль в связи с ростом мировых цен на то­пливо: за последние 15 лет они возросли в среднем в 7-9 раз. Доля затрат на дизельное топливо в себестоимости 1 машино-ч работы автосамосвалов увеличилась за рубежом до 15%, в нашей стране с 10 до 30%. Этот рост объясняется на отечественных карьерах, кроме всего прочего, увеличением их глубины. Путей экономии дизельного топлива с ростом грузоподъемно­сти машин практически не видно. Наоборот, с ростом грузоподъемности ав­тосамосвалов их топливная экономичность снижается: для одинаковых ус­ловий удельный расход топлива для автосамосвалов БелАЗ-548 равен 120 г/т км, БелАЗ-549 — 149 г/т км, БелАЗ-7519 — 167 г/т км. [7] На автобазах, об­служивающих открытые горные работы, основным потребителем дизельно­го топлива — 70-80% общего расхода, является карьерный технологический автотранспорт [11].

Выделяются пять основных групп факторов [7, 8], определяющих то­пливную экономичность карьерных автосамосвалов: конструктивные, гор­нотехнические, технологические, эксплуатационные и климатические.

Конструктивные факторы характеризуют степень совершенства конструкции дизеля, топливной системы автомобиля, грузоподъемность автосамосвала, эксплуатационные параметры шин, конструкцию дорожных покрытий.

Горнотехнические факторы, оцениваемые двумя основными парамет­рами — глубиной разработки и расстоянием транспортирования, являются определяющими при разработке дифференцированных норм расхода топлива.

Технологические факторы характеризуют собой схемы трассы в плане и профиле — число и радиусы поворотов, число и величину уклонов и про­тяженность наклонных участков, схемы маневров в забоях и на приемных пунктах и, особенно, величину пути, проходимого при маневрах задним хо­дом, а также степенью использования грузоподъемности самосвала.

Эксплуатационные факторы характеризуют собой степень износа ди­зеля и в целом автосамосвала, давление в шинах, рациональные приемы во­ждения, порядок заправки автосамосвалов, сдачу-приемку смен водителями.

Климатические факторы оказывают большое влияние на расход топ­лива и межсезонные перерывы, выходные и праздничные дни, величину и продолжительность действия зимних надбавок на расход топлива.

Из сказанного следует, что топливная экономичность автосамосвалов в реальных условиях эксплуатации определяется десятком факторов, дейст­вующих одновременно. Так как практически каждый из этих факторов име­ет вероятностный характер, то и величина расхода топлива автосамосвалов на трассе есть вероятностная величина, и можно говорить лишь о математи­ческом ожидании этой величины за какой-то период или на какой-то трассе или для какого-то конкретного автомобиля.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector