Проведенный анализ расхода дизельного топлива по отчетным данным показывает, что его потребление как в абсолютных, так и в удельных показателях не одинаково. Так, в среднем на один технологический автомобиль оно колеблется от 178,3 т/год по Кедровской автобазе до 200,9 т/год на Сибиргинской, а удельный расход от 124,07 г/т км до 90,3 г/т км соответственно.
В проведенных ранее исследованиях [14] отмечается, что эксплуатационные показатели расхода топлива наиболее рационально определять для конкретных дорог и маршрутов, поскольку работа автотранспорта на открытых разработках отличается схемами транспортирования горной массы даже на одном предприятии. Так как эксплуатация автотранспорта на разрезах ведется в основном по замкнутому циклу и характеризуется относительным постоянством на маршрутах, расход топлива в значительной степени зависит от профиля дорог, их эксплуатационного состояния, средневзвешенного уклона, расстояния транспортирования, сложности трасс в плане, сезонно-климатических факторов, технологических и ряда других. Влияние этих факторов, на наш взгляд, в достаточной степени исследовано, однако такой фактор, как полнота загрузки автосамосвала и ее влияние на расход топлива изучен недостаточно.
Наиболее близки к решению данного вопроса были исследования, проведенные в условиях Ждановского рудника ГМК «Печенганикель» [7]. Объект исследования — автосамосвал БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 т с дизельным двигателем 8РАЧ-185 мощностью 809 кВт. Пробег автосамосвала с начала эксплуатации 60 тыс. км, т. е. автосамосвал был практически новым. Цель исследования — установление зависимости между загрузкой автосамосвала, параметрами трансмиссии и скоростью движения. Для выявления влияния массы перевозимого груза на параметры тягового режима электромеханической трансмиссии были проведены экспериментальные заезды при различной загрузке автосамосвала на одном из участков трассы движение осуществлялось в режиме полной подачи топлива. Масса груза варьировалась в пределах 9,5-80 т. Результаты эксперимента представлены на рисунке. 1.6.
Анализ экспериментальных заездов по участку трассы с продольным уклоном 9% показал, что степень весовой загрузки автосамосвала влияет одновременно на скорость движения, ток тяговых двигателей и напряжение главного генератора. Потребляемая мощность и частота вращения коленчатого вала дизеля однозначно не зависят от массы груза. Отсюда сделан вывод о принципиальной возможности определения массы перевозимого автосамосвалом груза по суммарному току тяговых двигателей, имеющему практически линейную зависимость от весовой загрузки.