Шлаковые включения — видимые невооруженным глазом округлые или вытянутые включения шлака в металле шва

Поры — заполненные газом полости в швах, имеющие округлую, вытянутую или более сложную форму. Поры могут располагаться по оси шва, по сечению шва, а такие вблизи от границы сплавления.

Шлаковые включения — видимые невооруженным глазом округлые или вытянутые включения шлака в металле шва, наблюда­ются у границы сплавления, в вершине провара или между отдельны­ми слоями многослойного шва. Шлаковые включения обычно возни­кают в результате заполнения сварочным шлаком непроваров или подрезов, иногда в случае недостаточно тщательной очистки преды­дущего слоя от шлаковой корки. В однослойном шве шлаковые вклю­чения редки.

При статическом нагружении дефекты увеличивают опасность хрупкого разрушения. Как и в других случаях, наиболее опасны ост­рые трещиноподобные дефекты: трещины, непровары, подрезы. Опасность дефектов усиливается при пониженной температуре (осо­бенно ниже -60 °С), при предварительном нагружении материала де­тали внешними или сварочными напряжениями, при повышенном содержании углерода и при увеличенном поглощении водорода. Когда материал соединения обладает большим запасом вязкости, ос­новное влияние на прочность оказывает относительная величина де­фекта. В ряде случаев (для сравнительно малонагруженных соедине­ний из пластичных материалов) безопасное ослабление стыкового  шва может достигать 30 %.

При переменной нагрузке дефекты снижают усталостную проч­ность сварных соединений. Наиболее опасны острые дефекты, но даже поры и шлаковые включения, не опасные при статическом на­гружении, могут вызвать усталостные разрушения. Размеры пор играют меньшую роль в изменении долговечности соединений, чем их месторасположение. При сварке внутренние поры опаснее выхо­дящих на поверхность, при пайке, наоборот, опаснее поверхност­ные дефекты. Опасность дефектов усиливается при наличии оста­точных напряжений. Если в соединении имеются концентраторы напряжений резкое усиление шва или несовпадение кромок в сты­ковом соединении, нахлесточные соединения, то усталостная прочность таких соединений низка и дефекты — включения площа­дью до 5…10 %  от площади сечения шва не приводят к дальнейшему ее снижению.

Исправлять дефекты надо не всегда. Нужно учитывать требования к изделию, условия его эксплуатации, оценивать, как данный дефект влияет на работоспособность конструкции и не вызовет ли его ис­правление новых, более опасных дефектов, например трещин при ис­правлении пор. Острые дефекты, особенно трещины, исправлять надо обязательно. При этом дефект удаляют механической обработкой или термической резкой, зачищают поверхность металла, а затем завари­вают исправляемый участок шва. Аналогично поступают при пайке с местным нагревом. При пайке с общим нагревом иногда перед по­вторной пайкой дополнительно размещают припой на всех участках соединения, в том числе и бездефектных.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector