Внедрение на открытых горных работах конструктивно сложных и дорогостоящих машин тесно связано с воздействием на операторов этих машин ряда неблагоприятных факторов

Внедрение на открытых горных работах конструктивно сложных и дорогостоящих машин тесно связано с воздействием на операторов этих машин ряда неблагоприятных факторов: шума, вибрации, загазованности и запыленности окружающей среды и пр. Однако из всех операторов машин, рабо­тающих в карьерных условиях, наиболее сложен и утомителен труд водите­лей большегрузных автосамосвалов. Так, работа машинистов экскаваторов, буровых станков практически осуществляется в стационарных условиях, за исключением незначительных передвижений (несколько десятков метров в течение смены) — подъезд экскаватора вслед за продвижением забоя или пе­реезд бурового станка на место бурения новой скважины. При выполнении этих операций внешних помех, как правило, не возникает, причем движение этих машин, с довольно незначительной скоростью, контролируется двумя лицами — машинистом и помощником. И наоборот, водитель находится в кабине автосамосвала один, причем длительная работа в условиях интен­сивного движения (около 95% времени смены) на сложных карьерных трас­сах, скользких дорогах, зачастую при недостаточной видимости, особенно в зимних условиях, приводит к утомлению водителей и, как следствие, к ухудшению функционального состояния ряда систем организма, особенно к ухудшению точности восприятия и оценки дорожной обстановки. Это ведет к снижению качества вождения и авариям.

Читать также:  Одним из главных входов является существующий Московский вокзал, с выходом на существующую площадь Восстания

В Ленинградском горном институте были выполнены специальные исследования подсистемы «водитель — автосамосвал — внешняя среда» в сложных природно-климатических условиях Севера. Установлено, что профессиональные качества водителя в значительной степени определяются такими параметрами, как ощущения, восприятия и оперативное мышление.

Деятельность водителя связана с необходимостью постоянно определять, с одной стороны, форму, величину, цвет и некоторые другие свойств объектов на дороге и органов управления в кабине, а с другой — их положение, удаляемость, время, направление и скорость движения, а также изменение указанных характеристик. Информация об этих свойствах является необходимым условием управления автосамосвалом. Ее получение, переработка, хранение и деятельность на основе этой информации обеспечивают определенные психофизиологические функции.

Водителю требуется постоянно оценивать положение подвижных и неподвижных объектов, их удаленность друг от друга и управляемого автомобиля. Это оценка статического и динамического глазомера. Точность восприятий является важной составной частью мастерства вождения. Води­тель часто оказывается в таких дорожно-транспортных ситуациях, когда ему недостаточно знаний только о положении, направлении и скорости дру­гих транспортных средств относительно своего автомобиля. Ему еще нужно определить, какие объекты представляют опасность, в какой степени и как возможно ее избежать.

Читать также:  Мероприятия по снижению удельных расходов на техническое обслуживание пути

Таким образом, реакция водителей на окружающую его рабочую сре­ду характеризуется правильностью, точностью, скоростью и вариантностью, позволяя делать выбор оптимального режима движения автомобиля, что и является, на наш взгляд, его профессиональным мастерством. В работе [8] подчеркивается, что профессиональный отбор водителей для работы на большегрузных автомобилях следует производить по функциональному состоянию зрительного анализатора и центральной нервной системы. Считаем, что это является исходным условием, а достижение профессионального мастерства управлением режимом работы машины зависит от стажа работы на автомобилях данного типа, что и подтверждается проведенными нами исследованиями.

Условия эксперимента были приняты следующие: длины трассы 2,43 км, средний уклон 4%, движение осуществлялось в общем транспортном потоке на автосамосвале БелАЗ-7512 с установленным на нем блоком СКЗ. Расход топлива фиксировался только в момент движения из забоя с грузом до отвала и с отвала порожним до забоя. Расход топлива за время движения по отвалу, разгрузки, ожидания погрузки в забое и погруз­ки не учитывался. Выбор испытуемых водителей носил случайный харак­тер. Обычно водителю предлагалось пересесть на опытный автомобиль и продолжить работу в обычном для него режиме. Послерсйсовый опрос показал, что практически все водители испытывали одни и те же ощущения — это управление «чужой» машиной, что вызывало повышенную осторож­ность в его действиях.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий