Не нужно быть марксистом, чтобы признавать, что сегодня трансформация экономической базы бывшего Советского Союза оказывает огромное воздействие на различные стороны общественной жизни. Хотя духовный, идеологический и политический кризис вызывает определенные перемены в жизни ученых, экономический хаос ставит перед нами наиболее насущные и злободневные вопросы. На протяжении долгих лет мы могли заблуждаться, полагая, что наш поиск истины может идти независимо от повседневных экономических проблем, и, хоть зачастую доступ к исследовательским материалам был сильно ограничен, это было вызвано не экономическими соображениями и тем более не проблемами выживания. Теперь это заблуждение — а оно всегда было заблуждением — развеяно, и мы сталкиваемся с запутанным и сложным переплетением экономических, научных и этических вопросов, которые мы подчас не в состоянии понять. Так же как развитие капитализма уничтожило «моральную экономику» средневековой Европы, так и сейчас эти перемены грозят изменением нашей профессиональной жизни. Подобные вопросы появились в нашей повестке по крайней мере семь лет назад, но мы обратили на них внимание с большим опозданием. Потребуется время для того, чтобы дать ответы на этические вопросы, и мы должны быть признательны AAASS и ее публикациям за то, что она первой обратилась к этой проблематике.
Распад России идет быстрее, чем наша способность реагировать на него, поэтому решения этических проблем также следует вырабатывать на ходу. Большинство архивов, библиотек и институтов получают лишь незначительную часть своего прежнего бюджета, что стимулирует их переход на самофинансирование. (Так, например, РЦХИДНИ, бывший Центральный партийный архив в Москве, получил в 1992 г. только 25 % ассигнований прежних лет.) Сталкиваясь с огромным долгом, распадом промышленности и дефицитом практически во всем, русское правительство вынуждено уделять меньше внимания научной и культурной жизни. Поэтому для различных организаций та или иная форма коммерциализации стала вопросом жизненной необходимости. Вопрос лишь в том, какая коммерциализация и на каких условиях? К сожалению, реальный контекст таких размышлений суров, он не дает нам достаточного времени для постановки и всестороннего решения этих вопросов философами.
Ситуация отчаянная. Специалисты и сотрудники русских культурных организаций работают за унизительно низкую зарплату, которую, к тому же, часто не выплачивают вовремя. (Одна сотрудница архива сказала мне, что ее месячного заработка хватает лишь на то, чтобы накормить кошку.) Оборудование стало невероятно дорогим (или его можно купить только за валюту), что делает невозможным его приобретение. Сюда входят книги, лампочки, канцелярские принадлежности и бумага различного формата. Микрофильмирование и другие мероприятия по сохранению фондов практически оставлены. Многие организации испытывают затруднения в отоплении, часто выключают освещение, и не как раньше
102
из-за боязни пожара, а потому что электричество и электрические лампочки стали очень дороги. Многие документы не каталогизированы, не сохраняются должным образом и разрушаются. Существует реальная возможность того, что институты и организации могут закрыться и бесценные материалы будут потеряны. Эта проблема не имеет ничего общего с дезорганизацией или недостаточной квалификацией, она вызвана чисто экономическими причинами. Квалифицированные и преданные своему делу русские специалисты продолжают работать подчас даже без зарплаты. Это поистине труд людей, посвятивших себя своему делу, но без оборудования, материалов и оплаты такая работа не может продолжаться вечно. Сложилось чрезвычайное положение.
Официальные инициативы сотрудничества породили пока лишь огромное число конференций и поездок для русской бюрократии, передвижные выставки архивов и контракты с западными издательствами. Некоторые из последних не предусматривают ограничение доступа и заключены непосредственно с архивами, предоставляя тем самым необходимую им валюту. Другие заключались на различных уровнях и зачастую включали таинственные финансовые условия. Оставшиеся без копейки русские архивисты и директора институтов открыто выражают сомнение в том, что они получат хоть что-то от сделок, доходы от которых идут либо государственным организациям, либо, как в одном случае, «ассоциации ветеранов» КГБ.
Развал экономики создал благоприятную почву для деятельности людей недобросовестных (или просто отчаявшихся) как в СССР, так и на Западе. Некие западные издатели, размахивая пачкой долларов, требуют от архивистов, чтобы их «приобретения» документов были закрыты для других. Администрация, впадая в панику или в поисках наживы, вымогает взятки или невероятную «плату за пользование» за обычные библиотечные услуги. Во второй половине 1992 г. я лично наблюдал ряд настораживающих и даже отвратительных проявлений экономического кризиса. В одном архиве требовали пять долларов за страницу ксерокопии (потому что другой американец заплатил подобную сумму); в другом месте сотрудник архива требовал доллары за предоставление документов в читальный зал для американца. В другом архиве представитель европейского издательства выносил документы, спрятанные под рубашкой, из здания архива, а на лестничной клетке сотрудник архива пред ложил оригиналы архивных документов за авиабилет.
Некоторые ученые предлагают принять официальный кодекс профессиональной этики, который контролировал бы поведение в новой ситуации. Другие настаивают на том, что мы должны избегать финансовых или материальных связей с учеными и институтами в России, так как такие отношения могут порождать ложные ожидания там и в дальнейшем осложнить положение других западных коллег. В этих соображениях содержится больше, чем крупица истины, и они заслуживают серьезного рассмотрения.
Существующие кодексы, такие как университетские правила поведения ученых и исследователей при работе с людьми, неприменимы в данной ситуации. Они разрабатывались не для ситуаций, когда ученые буквально голодают, институты распадаются, а объекты исследования и источники находятся в опасности. На самом деле профессиональные правила были бы очень желательны, хотя ясно, что нам потребуется приспособить их к современной ситуации.
- По всей видимости, такие правила, регламентирующие этические нормы поведения обеих сторон — в принципе отнюдь не плохая идея. Они могли бы закрепить принципы открытого и равного доступа, соответствующую плату за услуги и ксерокопирование и приемлемые принципы сотрудничества. Впрочем, даже если мы согласимся с тем, что профессиональные правила — неплохая идея (и забудем на время то, что ни западные корпорации, ни бедствующие русские служащие не будут их соблюдать), мы должны согласиться с тем, что написание таких правил и внедрение их в жизнь проблематично из-за традиций, представлений и интерпретации подобных правил.
На первый взгляд, вопросы профессиональной этики кажутся простыми. Практически все согласны с тем, что покупка документов, попытки обеспечить привилегированный доступ за взятки или «плату за пользование», коммерческие сделки, ограничивающие или препятствующие свободному доступу к документам — все это несправедливо и недостойно. В идеальном мире можно было бы ограничиться твердым заявлением о необходимости открытого, равного и взаимного доступа. Однако традиции разных стран затуманивают этот принцип. В России никогда не было традиции открытого доступа общественности к различным материалам. Даже сейчас каждое учреждение рассматривается как «дом», управляемый «хозяином», личное поместье директора. В этих условиях личные связи сним или его окружением намного важнее, чем любые инструкции, какими бы демократичными они не были в вопросе доступа. Директора архивов и сотрудники университетов все еще предпочитают «своих» иностранцев другим, которых они не знают. А так как доступ к документам все еще часто зависит от доброй воли директора, возможности доступа были и остаются различными. Я слышал, как русские чиновники в наиболее грубом проявлении этой феодальной системы спорили по поводу того, кто будет иметь «право первой ночи» с тем или иным иностранцем. В любом случае, все в России зависит от личностей, как, впрочем, было в России всегда.
Даже для нас открытый и равный доступ также имел свои скрытые ограничения. В реальности деньги для путешествий, фонды на исследования не всегда распределяются справедливо и зачастую зависят не от заслуг. Престижный университет и могущественный научный руководитель помогают здесь так же, как и там. Из-за этих факторов любое заявление об открытом доступе должно быть реалистичным и надо воздерживаться от лицемерных и гиперболизированных замечаний.
Во-вторых, трудно представить как такое определение этических принципов могло бы охватить любую ситуацию, или хотя бы наиболее типичные ситуации в России. Как составить такие правила? Неопределенная область в этом случае будет существенно больше, чем зоны явно порочного и явно безупречного поведения, и даже среди порядочных людей могут возникать разногласия о том, что правильно и неправильно. Понятно, что давать взятки плохо. Но можно ли осуждать человека, передавшего своему коллеге компьютер для совместного исследования? Плохо ли принимать помощь от влиятельных знакомых? И виновен ли ученый, передающий архиву качественную бумагу, купленную за валюту, для ксерокопирования, если после этого он (или она) получит копии быстрее остальных? Говоря, что такие вещи здесь более распространены, потому что это Россия, не означает, что мы за особую снисходительность к «русской профессиональной этике». Но это означает, что жесткие запреты всего, что может так или иначе «поднять планку» для других иностранцев, в действительности будут препятствовать сотрудничеству и культурной помощи.
В-третьих, при составлении профессиональных правил возникает проблема авторства. Кто должен их написать? Следует ли «нашей стороне» в лице AAASS или какой-либо иной организации предложить основные положения и путеводную нить? Если да — нужно избегать менторского тона и не создавать впечатления личной заинтересованности. Проповедь морали из наших комфортабельных и хорошо обогреваемых башен из слоновой кости, адресованная нашим голодающим коллегам, может привести к обратным результатам или даже вызвать осуждение. Кроме связанных с этим патернализмом и, возможно, лицемерием, наши слушатели подобных наставлений, заранее полагающие, что наша система, как и их, действует на основе личных связей, могут увидеть в наших возвышенных заявлениях о равенстве неискренность и даже расчетливый эгоизм. Наши русские коллеги законно гордятся своей культурой и страной и многие из них традиционно подозрительны по отношению к нашей. Любое определение принципов должно быть сформулировано таким образом, чтобы исключить проявление личной заинтересованности или культурного империализма. Кроме того, имеем ли мы право указывать русским, как они должны поступать со своими архивами и регулировать доступ к ним? Готовы ли мы поучать наших коллег, говоря им, что они никогда не должны соглашаться на помощь в форме личных договоров (даже если эта помощь не связана с какими-либо ограничениями или привилегиями), прежде чем вышестоящие организации примут общие программы? Любые установка или правила должны учитывать поистине отчаянное положение в сегодняшней России. Хотим ли мы говорить русским ученым и организациям, что они должны в очередной раз гордо погибать, продолжая размахивать флагом этической непорочности? Мы скорее должны бросать им спасательный круг, чем Библию.
В самом деле мы должны больше думать о том, как передать ресурсы учреждениям культуры, и меньше о том, как это не делать. Культурное наследие России и бывшего СССР в опасности. Нет ничего плохого в разработке и публикации общих правил поведения или заявления о принципах, но для того, чтобы стать эффективным, этот документ должен быть очень тщательно составлен. (Поистине, процесс разработки и обсуждения такого документа может быть более полезным для дела, чем сам документ.) В любом случае я предложил бы два общих принципа такого заявления. Во-первых, если документ не будет разработан совместной группой «восточных и западных» ученых, он может лишь представлять наши точки зрения и подходы, отнюдь не предписывая чего-либо нашим русским коллегам. Во-вторых, в нем должен быть подчеркнут принцип открытого и равного доступа к ценностям культуры, без жестких установок, которые могут вскоре устареть или привести к обратным результатам. Независимо от того, составим ли мы такой документ или нет, я уверен, что наши действия должны подтвердить принципы сотрудничества и помощи русским коллегам и учреждениям в пределах профессиональных этических норм поведения. Как и в других аспектах жизни, каждый ученый сам определяет для себя, что этично, а что нет.