Из истории кадетских корпусов России

Кадетские корпуса занимают особое место в истории военно-учебных заведений и образования в России. Они открывались с целью облегчить как военнослужащим, так и гражданским лицам воспитание и образование детей и были начальной ступенью подготовки офицеров и гражданских служащих в царской России. Накопленный в них педагогический опыт выходит за рамки чисто военной сферы, поскольку кадетские корпуса давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование.

Кадет (от фр. – младший, несовершеннолетний) – так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определившиеся на военную службу, малолетние дети из знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин.

         Слово «кадет» происходит от уменьшительного «кандет» на гастонском наречии (от лат. «к анителлеум»», что буквально значит «маленький капитан»»).

         Французские «кадеты», обучающиеся в спец.школах – прообраз будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

         В 1731 году  Анной Иоанновной учрежден «корпус кадет шляхетских». С этого момента начинается долгая и богатая история кадетских корпусов в России.

          Но еще раньше, в 1701 году, Петр I основал в Москве «Школу математических и навигацких наук». Сама императрица впоследствии писала: «Плодом трудов Петровских явились корпуса». В школу принимали сыновей дворянских, дьячих, из боярских домов и семей других чинов в возрасте от 12 до 17 лет. Число учащихся было определено в 500 человек, причем все получали от казны «кормовые деньги».[7]

         В первом  кадетском корпусе был утвержден свой устав, основные положения которого заключались в следующем: в корпус принимаются только дворяне, обученные грамоте; учебный курс разделяется на 4 класса и в 3-х высших продолжается 5-6 лет. Все кадеты проживают вместе на территории корпуса и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей. Опираясь на опыт Дании и Пруссии, в программу обучения кадетских корпусов, помимо специальных военных предметов,  включили и основы точных, естественных и гуманитарных наук, которым уделялось особое внимание.

         Исследователи и историки, анализировавшие деятельность корпуса кадет шляхетских, пришли к выводу, что в связи с недостатками в организации учебного процесса корпус не мог дать поступившим в него на учебу молодым людям полного и разностороннего образования.

         В 1762 году Екатерина II открывает  Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, к числу выдающихся воспитанников которого принадлежат М.И. Кутузов, Н.В. Верещагин, А.И. Корсаков.

         Начальник этого корпуса Бецкий И.И. разработал и представил на рассмотрение императрице  новый устав, главной целью которого было:

         —  сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;

          — украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину».

Кстати сказать, поступать в «кадетку» того времени могли не только сыновья дворян, но и штаб-офицеров. Преимуществом пользовались дети из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне, также для поступления требовалось письменное заверение родителей о том, что они добровольно прощаются с детьми на 15 лет и, «даже во временные отпуска брать не будут».

         Во второй четверти XYIII века кадетские корпуса играли важнейшую роль в развитии классического образования в России, т.к. готовили не только военных, но и гражданских чиновников, но с приходом к власти Павла I, сторонника Прусской военной системы, в корпусах сильный акцент был сделан на дисциплину. Этот процесс усиливался и набирал обороты, пока при Николае I не достиг своего апогея. Согласно положению о кадетских корпусах от 1826 года, главной целью этих учебных заведений являлась подготовка  дворянских сыновей к военной службе. Николай I систематизировал все программы, указания и инструкции по учебно-воспитательной работе, причем устройство кадетских корпусов было систематизировано и начало принимать вид, похожий на современные военные учебные заведения. Но этот процесс был прерван революцией 1917 года. Советской властью был избран новый путь развития, который предполагал отбросить все «пережитки» прошлого, в том числе и кадетские корпуса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector