История создания Кадетского корпуса радиоэлектроники

В истории кадетских корпусов можно выделить 3 этапа: дореволюционные кадетские корпуса, созданные в советское время суворовские училища и современные кадетские корпуса.

         На сегодняшний день в составе Министерства обороны РФ 16 общеобразовательных учреждений: 8 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище, Московское военно-музыкальное училище и 6 кадетских корпусов.

         В число этих 6 кадетских корпусов входит и кадетский корпус радиоэлектроники. Он создавался в целях реализации распоряжения Президента РФ «О мерах по увеличению количества государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с дополнительными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола». Его создание осуществлялось в несколько этапов.

         7.08.1998 г. было подписано соглашение между начальником Генерального штаба Вооруженных Сил генералом армии А.Квашниным и губернатором Кемеровской области А.Тулеевым.

         Затем постановление правительства РФ от 18.01.1999 г. № 66.

         И наконец, приказ МО РФ № 169 от 24.04.1999 г.  «О создании кадетского корпуса радиоэлектроники». Согласно этому приказу необходимо было в срочном порядке завершить развертывание кадетского корпуса радиоэлектроники до полной штатной численности обучающихся к 1 сентября. Так же было необходимо подобрать педагогический и офицерский состав для работы в столь специфическом учреждении. Огромную работу предстояло провести генерал-майору Шумляеву С.А. и полковнику Петрову С.Б.

         Шумляев Сергей Александрович родился 21 января 1949 г. в г. Череповце, Вологодской области. Окончил 11 классов вечерней средней школы № 1 в 1968 г. Работал на заводе. В 1968 г. Поступил в Череповецкое военное училище связи, преобразованное в 1970 г. в высшее и в 1971 г. окончил полный курс Череповецкого высшего военного командного училища связи. По окончании проходил службу в Среднеазиатском военном округе, в Польше, затем  был направлен в группу советских войск в Германии и в 1989 году был назначен начальником Кемеровского высшего военного командного училища связи. В 1979 году окончил военную академию связи в Санкт-Петербурге. В 1992 году Шумляеву С.А. было присвоено звание генерал-майора. В 1998 году он  выступил с инициативой о создании кадетского корпуса в г. Кемерово на базе Кемеровского высшего военного командного училища связи. Инициатива была поддержана губернатором Кемеровской области. В 1999 году Сергей Александрович трагически погиб. В его честь установлена мемориальная доска, около которой всегда живые цветы. Это знак благодарной памяти воспитанников корпуса генерал- майору Шумляеву С.А.[

Первый начальник Кадетского корпуса радиоэлектроники полковник Петров Сергей Борисович родился 17 февраля 1954 года в деревне Маручак Кемеровской области. В 1975 году окончил Кемеровское высшее военное командное училище связи. Офицерскую службу начинал командиром взвода связи в г.Борзе Читинской области, затем командовал ротой. В 1980 году по замене убыл в ГСВГ(Группа советских войск в Германии) и служил на должностях начальника центра связи мобильного и начальника штаба полевого узла связи. Затем служил в танковом соединении Белорусского военного округа, в бригаде связи Дальневосточного военного округа. В 1989 году поступил на командный факультет Военной академии связи им. С.М.Буденного и, с отличием окончив его, был назначен на должность преподавателя кафедры связи Кемеровского высшего военного командного училища связи. Сергей Борисович командовал батальоном курсантов. С 1998 года полковник Петров является первым начальником Кадетского корпуса радиоэлектроники. Он награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, медалями «За воинскую доблесть» II степени, «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени, «За служение Кузбассу».[16]

Первым офицером, которого позвал полковник Петров Сергей Борисович на должность командира роты и своего первого помощника, был тогда еще майор Троян Юрий Николаевич. Ему предстояла нелегкая работа по подбору команды офицеров для работы с личным составом. В их число вошли капитан Апанаев И.Н., старший лейтенант Толкач А.А., капитан Козлов Г.А., старшина роты старший прапорщик Соломаткин Ю.Н.. Первыми преподавателями кадетского корпуса были специалисты различных дисциплин: Хивинцева М.А.- преподаватель алгебры и геометрии, Вербняк Т.Г. и Качерова О.И.- преподаватели иностранного языка, Колосова С.В.- преподаватель истории, Шуров Н.Л.- преподаватель истории Российской армии и традиций офицерского корпуса, Зайцев Г.И.- преподаватель физики, Мухопад Г.А.- преподаватель русского языка и литературы. Сегодня у нас работают 24 преподавателя, в том числе три кандидата наук, трое награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации ». Высшую квалификационную категорию имеют 13 преподавателей и 7 – первую категорию. Благодаря энергии коллектива, под чутким руководством полковника Петрова С.Б., уже первого сентября 1998 года был осуществлен первый набор в первый Кадетский корпус в Кузбассе. Их было 76 человек, ребята все рослые, сильные. Но трудность заключалась в том, что предстояло провести набор в заведение, о котором еще никто ничего не знал, и в самые короткие сроки. Собирать ребят приходилось буквально на улицах. Это были сироты, дети из неблагополучных и неполных семей, детских домов. Для поступления в кадетский корпус юношам, окончившим 9 классов общеобразовательной школы, необходимо было сдать экзамены по русскому языку и математике (алгебре). Кроме того, осуществлялась проверка физической подготовленности, определение категории профессиональной пригодности методом компьютерного тестирования, окончательное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией нашего корпуса. Нужно сказать, что это непростые испытания, ведь конкурс на поступление в кадетский корпус составлял 8 человек на место. Подобной популярностью может похвастаться разве что МГУ. Уже только один этот факт говорит о популярности и престижности Кадетского корпуса радиоэлектроники. Без экзаменов сюда поступают лишь сироты. Но сиротами они были до того момента, как вступили на порог кадетского корпуса. За ним их ждет целое братство кадет, отцы- командиры и заботливые учителя, в числе которых и Зрелова Наталья Васильевна, заведующая библиотекой. Ребята поверяют ей свои секреты, советуются о выборе профессии. Она, как никто умеет выслушать, понять и поддержать в трудную минуту. За стенами Кадетского корпуса радиоэлектроники нет уже ни богатых, ни бедных, ни сирот, ни хороших, ни плохих- есть только кадеты. Здесь ему говорят:”Ты нужен нам, ты только учись, старайся- и все у тебя в жизни получится!”. И это чистая правда- как ты сам себя зарекомендуешь, как будешь учиться, такое к тебе будет отношение, такую ты получишь характеристику: хорошую или плохую- что играет немаловажную роль при поступлении. Здесь ты сам принимаешь решения, происходит твое становление, как личности.

Выпускники Кадетского корпуса радиоэлектроники учатся в высших военных учебных заведениях России от Владивостка до Санкт-Петербурга, а это более 25 городов России! Процент поступления в высшие военные учебные заведения здесь один из самых высоких: 3 место среди Суворовских, Нахимовских училищ и кадетских корпусов в России, свыше 80% ежегодно, а вместе с гражданскими вузами составляет 90%. Выпускники Кадетского корпуса радиоэлектроники везде хорошо себя зарекомендовали, и от командования высших военных учебных заведений поступают только теплые отзывы и благодарственные письма.

Но это сейчас. Совсем другая обстановка была у первых выпускников. Именно они своими усилиями «сделали» хорошее имя кадетскому корпусу. Ведь, приезжая поступать в военное училище, они были, как все, их никто не знал, а про Кадетский корпус радиоэлектроники никто и не слышал. Даже после окончания кадетского корпуса выпускники не перестают быть кадетами, кадет- это на всю жизнь! Как говорится:«Не бывает бывших кадет, есть выпускники кадетского корпуса». Кадеты разных выпусков, совершенно не зная друг друга, увидя только значок выпускника, помогают и поддерживают своих младших товарищей. Не забывают они и про кадетский корпус, ставший за 2 года  им родным домом, вырастивший и научивший их самому необходимому, давший им дорогу в самостоятельную жизнь: пишут письма, приезжают, поздравляют с праздниками, делают подарки.

Помимо учебы первому набору предстояло очень много работы по обустройству быта кадетского корпуса. Раньше это было общежитие Кемеровского высшего военного командного училища связи, в котором проживали старшекурсники, но в связи с сокращением набора оно стало не нужно, и генерал-майор Шумляв С.А. отдал его в пользование кадетскому корпусу. В то время это было большое четырехэтажное здание в плохом состоянии. На первом этаже располагались телецентр- телемост, церковь, подсобка для библиотеки и штаб Кадетского корпуса радиоэлектроники. На втором этаже располагалось спальное помещение, где жили кадеты первого набора. Учебный процесс проходил в учебном корпусе Кемеровского высшего военно-командного училища связи. В это время ремонтная бригада неустанно работала над обустройством кадетского быта. Дел предстояло очень много. Было необходимо осуществить капитальный ремонт всего здания. Работу начали со второго этажа. Кадеты в свободное время помогали рабочим: красили стены и потолки, выполняли другую подсобную работу.

 Сейчас кадеты живут в комнатах по 4-5 человек, у каждого своя тумбочка, кровать, стул. Форму всем выдают одинаковую. За все это каждый несет персональную ответственность, должен следить и ухаживать за своим имуществом, обязан соблюдать прописанные в уставах и правилах общежития, распорядок и нормы этического поведения. Если кадет хорошо учится, не нарушает дисциплину, то его отпускают в городское увольнение в субботу и воскресенье, а в понедельник вновь все по распорядку: в 6:30 подъем, зарядка, утренний осмотр, завтрак, шесть часов классных занятий и три часа самоподготовки. Личного времени практически нет, поэтому необходимо делать все быстро и четко. Если возникают разного рода вопросы, все они обязательно будут рассмотрены и решены. В этом кадетам помогают офицеры: командиры взводов, командир роты, старшина. Это добрые, отзывчивые люди, но когда нужно- строгие, исключительно в воспитательных целях. Они заменяют юношам мать и отца. Именно офицеры воспитывают у кадет моральные, личностные и человеческие качества. Делают это они  прежде всего на личном примере и всегда говорят: «Бери пример со своего командира». Ведь офицер всегда был, есть и будет элитой общества.

Командиры  вместе с преподавателями организовывают учебный процесс, так как учеба является главной задачей кадет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector