обострение проблемной ситуации в сфере среднего и высшего библиотечного образования

Позвольте сформулировать некоторые предложения по реализации стратегических приоритетов  РБА, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров.

Прежде всего, хочу обратить Ваше внимание на обострение проблемной ситуации в сфере среднего и высшего библиотечного образования.  Оно обусловлено: переходом на уровневую систему профессиональной подготовки  и образовательные стандарты третьего поколения;  несовершенством компетентностной модели специалиста библиотечно-информационной сферы; рассогласованностью требований к подготовке кадров на различных уровнях профессионального обучения и потребностей библиотечной практики;    напряженной кадровой ситуацией в библиотечной отрасли и др.

Проекты федеральных образовательных стандартов высшего и среднего библиотечного образования разрабатывались без публичного обсуждения. В результате  Федеральный государственный стандарт среднего профессионального  образования по специальности «Библиотековедение», во многом повторяя (в наименовании квалификаций, наборе компетенций, номенклатуре дисциплин и т.п.) Федеральный государственный стандарт высшего профессионального  образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», декларирует практико-ориентированный характер обучения,  но имеет чисто «теоретическое» название, аналогичное наименованию научной специальности    «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В ходе приемной кампании 2011 г. профильные  вузы и ссузы с большим трудом обеспечивали бюджетный набор абитуриентов на направления подготовки библиотечно-информационного профиля. По прогнозам, ситуация будет  ухудшаться вплоть до 2014 г.

Читать также:  Крепкие зубы

Серьезным препятствием на пути преодоления объективных трудностей переживаемого периода является, на мой взгляд,  разобщенность библиотечного образовательного сообщества. Предана забвению практика проведения межрегиональных и всероссийских научно-методических конференций преподавателей библиотечно-информационных  факультетов  вузов и библиотечных отделений  ссузов. На крупных библиотечных конгрессах, конференциях, форумах, где обсуждаются проблемы подготовки кадров,  представители библиотечной школы, в силу своей малочисленности и несогласованности позиций, не могут вырабатывать консолидированные решения. Слабо реализуется базовый принцип Болонской декларации – принцип академической мобильности: обмена преподавателями и студентами, проведения мастер-классов  и обучающих семинаров по методике преподавания библиотечно-информационных дисциплин.

Получила широкое распространение практика  издания профессиональной литературы (научной, учебной, практико-ориентированной) без внешнего рецензирования.

Российская библиотечная ассоциация, осознавая свою ответственность за будущее библиотечной профессии,  взяла на себя ответственность за «развитие профессионально-образовательного и научного потенциала библиотечного сообщества».

В целях реализации принятых РБА обязательств предлагаю:

  1. Инициировать проведение на корпоративных началах под эгидой РБА масштабного прикладного исследования в целях разработки Профессионального стандарта, содержащего обоснование ключевых компетенций выпускника библиотечной школы /специалиста библиотечно-информационной сферы. Предварительная договоренность с руководителями Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и  Секции по научно-исследовательской работе была достигнута на Всероссийском библиотечном конгрессе в Тюмени. (Готова предложить вариант методики исследования и согласовать ее с заинтересованными сторонами).
  2. Сформировать экспертный совет РБА с функциями:                                                                       а) сертификации   образовательных программ и образовательной деятельности учебных заведений и иных структур системы непрерывного библиотечного образования;                                                                                                                                                         б) профессиональной экспертизы учебников и учебных материалов библиотечно-информационного профиля;                                                                                                                 в) проведения конкурса на лучшее учебное издание библиотечно-информационного профиля.                                                                                                                                       Представление материалов для прохождения сертификации, получения экспертного заключения и  участия в  конкурсе осуществляется на добровольных началах.     ( Готова принять участие в разработке проектов  Положений о соответствующих процедурах).
  3. Организовать в рамках очередного Всероссийского библиотечного конгресса  или  вне его рамок (в одном из вузов культуры и искусств,  например, в КемГУКИ) специальное мероприятие, посвященное  актуальным проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.                                                                                                                                                        Выбор формата мероприятия, разработку программы и приглашение к участию можно возложить на Секции  библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования  и автора данных предложений;
  4. Подготовить коллективную монографию с рабочим названием «Технологический подход в компетентностном формате библиотечно-информационного образования». Монография включена в план работы Лаборатории инновационных образовательных технологий КемГУКИ на  2012 г.

Полагаю, это могут быть конкретные шаги, направленные на усиление влияния РБА на процессы подготовки отвечающих требованиям времени и потребностям библиотечной практики квалифицированных кадров.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий