обострение проблемной ситуации в сфере среднего и высшего библиотечного образования

Позвольте сформулировать некоторые предложения по реализации стратегических приоритетов  РБА, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров.

Прежде всего, хочу обратить Ваше внимание на обострение проблемной ситуации в сфере среднего и высшего библиотечного образования.  Оно обусловлено: переходом на уровневую систему профессиональной подготовки  и образовательные стандарты третьего поколения;  несовершенством компетентностной модели специалиста библиотечно-информационной сферы; рассогласованностью требований к подготовке кадров на различных уровнях профессионального обучения и потребностей библиотечной практики;    напряженной кадровой ситуацией в библиотечной отрасли и др.

Проекты федеральных образовательных стандартов высшего и среднего библиотечного образования разрабатывались без публичного обсуждения. В результате  Федеральный государственный стандарт среднего профессионального  образования по специальности «Библиотековедение», во многом повторяя (в наименовании квалификаций, наборе компетенций, номенклатуре дисциплин и т.п.) Федеральный государственный стандарт высшего профессионального  образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», декларирует практико-ориентированный характер обучения,  но имеет чисто «теоретическое» название, аналогичное наименованию научной специальности    «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В ходе приемной кампании 2011 г. профильные  вузы и ссузы с большим трудом обеспечивали бюджетный набор абитуриентов на направления подготовки библиотечно-информационного профиля. По прогнозам, ситуация будет  ухудшаться вплоть до 2014 г.

Серьезным препятствием на пути преодоления объективных трудностей переживаемого периода является, на мой взгляд,  разобщенность библиотечного образовательного сообщества. Предана забвению практика проведения межрегиональных и всероссийских научно-методических конференций преподавателей библиотечно-информационных  факультетов  вузов и библиотечных отделений  ссузов. На крупных библиотечных конгрессах, конференциях, форумах, где обсуждаются проблемы подготовки кадров,  представители библиотечной школы, в силу своей малочисленности и несогласованности позиций, не могут вырабатывать консолидированные решения. Слабо реализуется базовый принцип Болонской декларации – принцип академической мобильности: обмена преподавателями и студентами, проведения мастер-классов  и обучающих семинаров по методике преподавания библиотечно-информационных дисциплин.

Получила широкое распространение практика  издания профессиональной литературы (научной, учебной, практико-ориентированной) без внешнего рецензирования.

Российская библиотечная ассоциация, осознавая свою ответственность за будущее библиотечной профессии,  взяла на себя ответственность за «развитие профессионально-образовательного и научного потенциала библиотечного сообщества».

В целях реализации принятых РБА обязательств предлагаю:

  1. Инициировать проведение на корпоративных началах под эгидой РБА масштабного прикладного исследования в целях разработки Профессионального стандарта, содержащего обоснование ключевых компетенций выпускника библиотечной школы /специалиста библиотечно-информационной сферы. Предварительная договоренность с руководителями Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и  Секции по научно-исследовательской работе была достигнута на Всероссийском библиотечном конгрессе в Тюмени. (Готова предложить вариант методики исследования и согласовать ее с заинтересованными сторонами).
  2. Сформировать экспертный совет РБА с функциями:                                                                       а) сертификации   образовательных программ и образовательной деятельности учебных заведений и иных структур системы непрерывного библиотечного образования;                                                                                                                                                         б) профессиональной экспертизы учебников и учебных материалов библиотечно-информационного профиля;                                                                                                                 в) проведения конкурса на лучшее учебное издание библиотечно-информационного профиля.                                                                                                                                       Представление материалов для прохождения сертификации, получения экспертного заключения и  участия в  конкурсе осуществляется на добровольных началах.     ( Готова принять участие в разработке проектов  Положений о соответствующих процедурах).
  3. Организовать в рамках очередного Всероссийского библиотечного конгресса  или  вне его рамок (в одном из вузов культуры и искусств,  например, в КемГУКИ) специальное мероприятие, посвященное  актуальным проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров.                                                                                                                                                        Выбор формата мероприятия, разработку программы и приглашение к участию можно возложить на Секции  библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования  и автора данных предложений;
  4. Подготовить коллективную монографию с рабочим названием «Технологический подход в компетентностном формате библиотечно-информационного образования». Монография включена в план работы Лаборатории инновационных образовательных технологий КемГУКИ на  2012 г.

Полагаю, это могут быть конкретные шаги, направленные на усиление влияния РБА на процессы подготовки отвечающих требованиям времени и потребностям библиотечной практики квалифицированных кадров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector