Директивный подход в преподавании литературы

В недавние годы в школе произошли перемены, в частности, выразившиеся в отказе от директивного подхода в преподавании литературы, снятии идеологической установки. Постепенно все меньше стало употребляться привычное сочетание «основная идея произведения». Возобладало мнение, что идей много, что каждая может соперничать в главенстве с другой и что вывести из произведения одну основную идею значит обеднить его понимание. Плюрализм в вопросе идеи принял форму, которую можно описать так: поскольку каждый имеет право на свое понимание, а литература – это простор для трактовок, то учащимся пользу принесет свободное (не стесненное обязательным методом) обсуждение художественных произведений.

Мы исходим из того, что всякое художественное произведение (от стихотворения до романа) несет в себе идею. Причем, в настоящей литературе всегда есть идея, составляющая основу произведения, грубо говоря, то, ради чего это было написано. Это — идея высказывания, то, что хотел передать нам автор. Другое дело, что практика художественного высказывания отличается от простого фактуального: система предложений художественного произведения не представляет идеи прямо, одними общеязыковыми средствами. Иначе говоря, для передачи смысла оно не просто использует язык, но на этом языке еще составляет код.

Читать также:  Стадии проведения оценки качества прокладок

Ученик, не знакомый с методом извлечения смысла из художественного текста, относится к нему как к простому сообщению. Это порождает огромные трудности в понимании произведений русской классики («литературы идей»). На уроке мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся вместо ответа по теме произведения, пересказывают код-сюжет, т.е. делают сообщение о фактах, не затрагивая смысла изложенного. При рассмотрении стихотворных произведений ученикам, незнакомым с таким методом, вообще нечего сказать. Хорошо, если есть интуитивное понимание, но его явно недостаточно для написания сочинений и тем более для сдачи экзаменов.

Здесь мы подошли к самой проблеме. Здравый смысл требует от читателя понимания смысла читаемого. Программа требует от школьника понимать смысл предложенных к изучению произведений литературы. Контроль понимания происходит при оценке сочинений и сдаче экзаменов. Заметим, что темы сочинений чаще всего и трактуют основную идею произведения, как саму по себе, так и в ее связи с другими, вспомогательными, в контексте всего творчества автора, его времени либо современности.

Отсюда следует, что извлечение основной идеи произведения – процесс, обусловливающий его понимание. Как в обыденной речи, нам прежде всего важен смысл высказывания, так и в произведении нам нужна его основная идея. Нам возразят, что такие «основные идеи» были давным-давно найдены критиками. Это и так и не так.

Читать также:  Анализ методов расчета гексаподов: Дипломная работа по специальности «Динамика и прочность машин»

Нет сомнения в том, что «Война и мир» — эпическое полотно, в котором остро звучит тема необходимости единства – и человека внутри себя самого, и людей в обществе, и народов по всей земле. Это, если бросить свежий взгляд, собственно целиком выражает название: речь идет о войне (разладе во всех отношениях) и мире (жизни людей и их потребности в единстве). Однако, сообщить об этом учащемуся не приведет к тому, чтобы он это понял. В лучшем случае, он может поверить нам на слово, но и при этом, мы оставим его равнодушным, а в художественной системе это равнозначно непониманию. Настал момент определить это ясно: если чтобы понять теорему Пифагора, можно просто выслушать ее изложение, то, чтобы понять художественное произведение, его нужно прожить.

В этом великая задача литературы, как школы жизни: на примерах образов она учит нас жить. Ибо, в жизни недостаточно знать десять заповедей, как мы знаем теорему Пифагора. Нужно проживать это знание. Опыт литературы ни в коем случае не есть жизненный опыт, но художественная система построена так, чтобы дать его максимально индивидуализированную модель. И если мы относимся к ней, как к системе изложения «по законам жанра» неких выдуманных событий, значит, мы не понимаем назначения литературы и не сможем понять смысл произведения. Не всем пригодятся сведения по квантовой физике и органической химии, но абсолютно всем необходимо уметь сопереживать. Мало сказать, что без сопереживания формализуется человеческое общение.

Читать также:  Разбор слова Дело

Можно смело утверждать, что без него вырождается сама человеческая личность. Корни кризиса XX века не в дурных идеях, вдруг завладевших умами, а в частичной утрате этой основы человечности, без которой столько людей сознательно или бессознательно стало «винтиками» — коммунистической, нацистской или потребительской функцией.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий