Высокие слова о нравственном воспитании

Вот почему сообщение идеи ни к чему не приведет. Речь идет именно о процессе ее извлечения. Проводя все ту же параллель, можно сравнить это с рефлексией над смыслом происшедших в жизни событий. Если мы не научились делать это в школе на художественной модели, нам трудно будет жить сознательно, т.е. с пониманием. Не нужно говорить, какие опасности это в себе несет.

Высокие слова о нравственном воспитании правильны. Но какими средствами его добиться? Если излагать нравственность, как теорему, а потом проверять результат на экзамене, то мы породим ханжей. В отношении школьной программы по литературе то же получается при изложении произведений. На сочинениях ученики воспроизводят готовые идеи, не понимая, на чем они основаны, и не разделяя уверенности в их истинности. А ведь все основные идеи шедевров русской классики высоконравственны. И мы больше чем уверены, что именно поэтому эти произведения от веку предлагаются детям для чтения.

Итак, мы выяснили, что:

  • художественное произведение работает как событийная модель мира, а не как фактуальное высказывание. То есть оно содержит сообщение о неких «фактах» художественного мира, но они образуют систему метасмысла, несводимого к прямым сообщениям текста;
  •  чтобы использовать эту модель по назначению, или проще сказать, понять смысл художественного произведения, надо научиться извлекать из него основную идею;
  •  чтобы научиться делать это, необходим метод.

Цель данного пособия – показать, как научить детей понимать художественное произведение в смысловом, эстетическом и нравственном единстве, т.е. дать такой метод.

Пособие состоит из двух частей, в которых соответственно рассматриваются лирические (стихи и лирическая проза) и эпические тексты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector