Анализирование художественных текстов

Композиционно это стихотворение можно разделить на две части. Первую часть – две первые строфы — можно назвать «Апрель», а вторую часть – две последние строфы – можно назвать «Поэзия». Стихотворение начинается зрительным и осязательным образами, переданными шепотом (што почек, што клейких заплывших…) Далее появляется свет (затеплен апрель), теплится обычно огонек, лампада. Глагол «тянет» а этой строчке явно указывает на запах, а в последней строчке первого четверостишия звуковой образ передан с помощью конструкции очень близкой к полиндрому «и реплики…окрепли» возникает эхо.

Во втором четверостишии звук крепнет, прорывается сквозь сочетания согласных, (ст, рл, рн, рт, рк) и зрительный и звуковой образ переливаются один в другой (ст, стн, нт, ст). Крики птиц, образующих в полете над лесом петлю, превращаются в крик буйвола в петле аркана, а стон самого леса – мощный гул органа, трубы которого действительно напоминают доспехи гладиатора. Два четверостишия переполнены поэтическими образами. Попросим наших учеников перечислить метафоры ( затеплен апрель, реплики леса, возмужалостью тянет из перка, гладиатор органа) сравнения (что почек, что клейких…огарков налеплено, лес, как буйвол, лес стонет, как стенает), олицетворения (реплики леса окрепли, лес стонет). Вся первая часть стихотворения – поэзия, растворенная в природе.

Читать также:  Киномероприятие «Выбери жизнь!» ставит своей целью работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании среди детей, подростков и молодежи

Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение поэзии с всасывающей губкой. Звук «с», доминировавший в третьем четверостишии в последних строчках переходит в «ж». И последние строчки звучат в особой тональности, если не хищно, то, во всяком случае, жадно. В них слышится жажда, и нет никакой робости, никакого трепета, который нужен был раньше. Пока уши, ноздри и глаза впитывали поэзию из природы в губку. А когда влага собрана, то, чтобы выжать ее, нужны сильные руки. М. Цветаева сказала о поэзии Пастернака: «Поэзия вечной мужественности. Экстатическое христианское смирение (Природа, мир, тайник вселенной, я службу долгую твою, объятый дрожью сокровенной, в слезах от счастья отстою) и языческое жадное проявление (Искусство – дерзость глазомера, влеченье, сила и захват)» Только эти два акта вместе взятые дают поэту особые права по отношению к жизни и ставят его с ней на короткую ногу. Заглавие книги Пастернака «Сестра моя — жизнь» — лучший эпиграф ко всей его поэзии.

В одиннадцатом классе мы с учениками говорили о том же, что и в шестом, но другими словами и на другом уровне понимания стихотворного текста.

Читать также:  Бессоюзные предложения с точкой с запятой

Невозможно серьезно заниматься филологическим анализом в классе, если наши ученики не владеют всем богатством лексики и стилистики русского языка. В седьмом – восьмом классах уже необходимо не просто знакомить учеников, а активно включать в уроки русского языка упражнения по расширению их словарного запаса и углублению знания стилистических приемов, что позволит им осознанно анализировать художественные тексты. Далее предлагаются некоторые упражнения, из которых учитель сам может выбрать подходящие для уровня своего класса.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий