Бессоюзные предложения с точкой с запятой

Известно, что бессоюзные предложения с точкой с запятой по своим интонационным свойствам значительно отличаются от тех бессоюзных предложений, где части сложного разделяются запятой. При всем разнообразии чтения предложений с точкой с запятой можно определить более или менее общие черты произнесения подобных речевых конструкций.

Во-первых, простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, произносятся с понижением голоса на конце, почти , как при точке; между предложениями делаются довольно ощутимые паузы; речевой поток в целом звучит более замедленно, чем при использовании в бессоюзных предложениях запятой; перечислительная интонация сохраняется, но, в связи с ослаблением силы логических ударений внутри простых предложений, принимает более спокойный характер; и в-пятых, бессоюзные предложения с точкой с запятой произносятся в более низком регистре, чем соответствующие сложные конструкции с запятой. При использовании точки с запятой паузы между предложениями, входящими в состав сложного речевого комплекса, делаются более длительными, а темп чтения замедляется. Все это способствует созданию описания неторопливого, спокойного; в сознании читателя или слушателя возникает широкая, эпически плавная картина.

Значение интонационно-смыслового разбора для правильного выбора пунктуационных знаков несомненно. В качестве примера приведем фрагмент известного своими высокими стилистическими свойствами рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь». Каждое предложение для удобства последующего анализа обозначим порядковым номером:
«1.Вы отъехали версты четыре.

2. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд.

3. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, блеют тучки, зеленеют поля.

4. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса.

5. А между тем заря разгорается, во уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце.

6. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица.

7. Свежо, весело любо!

8. Далеко видно кругом.

9. Вон за рощей деревня; вон подальше другая, с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете.

10. Живее, кони, живее!

11. Крупной рысью вперед!..

12. Версты три осталось, не больше.

13. Солнце быстро поднимается; небо чисто.

14. Погода будет славная.

15. Стадо потянулось из деревни к нам навстречу.

16. Вы взобрались на гору…

17. Какой вид!»

Анализ интонационной стороны отрывка обнаруживает, что в соответствии с изменением характера текста И.С.Тургенев в одних случаях использует замедленные, а в других, напротив, — ускоренные ритмы, обеспечивая тем самым интонационное равновесие частей повествования. Тургеневский текст настолько поэтичен, что автор решил включить анализ этого отрывка в данную часть пособия, несмотря на то, что эта часть пособия посвящена анализу стихотворных текстов. ( Использовалось пособие Б.Т.Панова «Работа по стилистике при изучении синтаксиса»)

Всего в отрывке 17 предложений, которые, в соответствии с их содержанием и стилистической направленностью, можно разбить на несколько групп. В первую группу входят первое и второе предложения. Это своеобразная экспозиция отрывка. Здесь в спокойно – повествовательном тоне изображаются первые признаки наступающего утра, поэтому текст произносится ровно, неторопливо, к чему особенно обязывает читателя структура второго сложного предложения, составляющие части которого разделены точкой с запятой.

Предложим ученикам самим подумать над третьим и четвертым предложениями. Что изменилось в содержании и, соответственно, в интонации? Здесь с помощью цепи простых предложений, разделенных запятыми, рисуется тот период раннего утра, когда свет энергично борется с тенью и в конце концов побеждает. Пятое предложение выдержано в спокойном эпически плавном тоне, а в шестом и седьмом предложениях автор усиливает экспрессивную сторону повествования, используя для этого короткое бессоюзное предложение и цепь восклицательных безличных предложений.

Затем следует пятая часть ( 8-е и 9-е предложения), представляющая собой более спокойный повествовательный план. В девятом предложении можно отметить, как с помощью изменения мелодических и ритмических структур автор усиливает звучание наиболее важных в смысловом отношении частей сложного целого: первая и особенно четвертая части сложного высказывания . В связи с этим проследим за тем, какие предметные признаки и в какой последовательности выделяет автор в указанном предложении. Отметив вначале спокойным констатирующим тоном факт существования одной деревни (Вон за рощей деревня…), он затем уже как бы вскользь говорит о других сходных предметах, которые видит по горизонту (…вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе…) . Эти предложения, будучи соединены интонацией запятой, более тесно примыкают друг к другу по смыслу и произносятся в несколько ускоренном темпе, с характерной интонацией «скольжения» голоса. После них выдерживается значительная пауза, а затем в замедленном темпе, с сильным логическим подчеркиванием слова болото произносится последняя (четвертая) часть сложного высказывания, благодаря чему это последнее предложение делается особенно весомым в смысловом отношении (…за ним болото, куда вы едете – в этих словах выражена конечная цель поездки охотника).

В шестой части текста (10,11,12-е предложения) с помощью коротких восклицательных предложений подчеркнуто нетерпение охотника, стремящегося во что бы то ни стало вовремя поспеть к началу охоты.

Седьмая заключительная часть отрывка выдержана в более спокойных тонах, в связи с новым переходом автора к изображению милых его сердцу картин родной природы. Этот переход начинается с небольшого по объему бессоюзного предложения, в котором , однако, составляющие его части разделяются точкой с запятой (Солнце быстро поднимается; небо чисто.) Последнее обстоятельство порождает более спокойный тон чтения не только указанного предложения, но все заключительной части текста в целом. Иное интонирование бессоюзного предложения могло бы серьезно расстроить всю ритмическую структуру отрывка, вызвав излишне ускоренные «скачущие» интонации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector