Статья Зелёный луг Андрея Белого

В своей статье «Зелёный луг» (1910г.) А. Белый писал: «Я утверждаюсь для окружающих меня людей не в переживаниях, меня преобразующих, а в формах, меня образовавших. Формы – это переживания, некогда воплощённые… Совокупность форм, меня определяющих, очерчивает мой пространственно-временной образ».

Попытаемся увидеть часть этого образа в рассматриваемом нами стихотворении. Четыре строфы – это четыре взгляда в разные стороны, разные дали – с одной стороны видны колокольни, с другой – «голубая эмаль», с третьей стороны – «лёгкая тень», и с четвёртой – «протянута шкура гепарда». В центре этого стихотворения «я» лирического героя, к которому направлены все глаголы: «опять посылает мне даль»; «и веет вздыхающий лес мне запахом…». Обратим внимание на семантику глаголов: «веет» безусловно имеет «волнообразную» структуру, а «посылает» можно предположить по аналогии, тем более, что следующей идёт явно «волновая» строка «Вздыхающий, тающий отдых».

Таким образом, формой, образовавшей «я» лирического героя, являются волны, и движение этих волн идёт к центру. Именно к центру, потому что одну из своих работ А.Белый назвал «История становления самосознающей души».

Е. Замятин писал в 1934 году, что у А. Белого была теория «параллельных эпох», «спирального времени», что «от него всегда оставалось ощущение стремительности, полёта».
То же ощущение остаётся и от стихотворения «Волны зари». Лирический герой, свободный, независимый, обладающий волей, остро ощущает потребность обновления. Но это обновление есть возвращение к себе, к первозданной чистоте, его взгляд замечает ласточек, чистые брызги росы, свежесть сирени. То, что обновление – это возвращение, нам настойчиво подсказывает трижды повторенное «опять». Только первые и последние две строчки дают общую панораму, а потом движение становится центростремительным.
Волны омывают лирического героя, это волны зари, волны «кроткого воздуха», волны «вздыхающего отдыха», волны «пряного нарда», волны, дарующие ему чистоту… «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Откровение от Иоанна).

Как уже стало понятно из всего вышеизложенного, анализируя художественный текст, мы используем разные виды филологического анализа:

  1. Лексико-семантический, при котором анализируются лексика текста, выявляется ее значение, многозначность прослеживаются коннотации (языковые связи и окружение, закрепленное в словаре), создающие подтекст, глубину.
  2. Лингво-стилистический, при котором выявляются образные языковые средства (метафоры, сравнения, олицетворения) и стилистические фигуры, создающие настроение текста и раскрывающие его основную мысль или идею.
  3. Ритмико-интонационный, когда выявляется структура предложений, их эмоциональная окраска, мелодика, отмечаются все значимые смысловые и структурные повторы, создающие ритм текста.
  4. Структурный, поуровневый анализ. Первый уровень идейно-образный, семантический состоит из двух подуровней: а) идеи и эмоции; б) образы и мотивы. Второй уровень стилистический состоит из двух подуровней: а) лексика, б) синтаксис. Третий уровень фонический тоже состоит из двух подуровней: а) метрика и ритмика, б) фоника (звукопись).
  5. Хронотопический, при котором выявляются пространство и время, отраженное в тексте в грамматических формах, особенностях лексики, в образе автора.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector