ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).

Каждый предприниматель, вкладывая свободные средства в какое-то дело преследует вполне определенную цель: получить на вложенный капитал как можно больший доход, или прибыль. И он, безусловно, добьется намеченной цели, если его вложения будут тщательно обоснованы.

Однако не только предприниматели заинтересованы в широком использо­вании инвестиционных вложений, нуждаются в них и бюджеты — местный, региональный, федеральный.

Дело в том, что расширение вложений в экономику региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках субъекта Федерации, способствует увеличению налоговых поступлений, обес­печивает рост занятости населения, позволяет поддерживать на более высоком уровне социальную сферу.

Федеральный бюджет также многое получает от развития инвестиционной активности в регионах, ибо в этом случае он пополняется за счет лучшей со­бираемости налогов и расширения социально-экономических возможностей.

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). Наряду с ЧДДб существенную роль в определении бюджетной эффективности может играть также индекс до­ходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб к величине гарантий. ИДГ определяется в случае предоставления государственных гарантий для ана­лиза и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине га­рантий.

В состав притоков средств для расчета бюджетной эффективности входят:

  • налоги, акцизы, пошлины, сборы и отчисления во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строитель­ство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проектов, а также платежи в погашение наюговых кредитов;
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта.

В состав оттоков включают:

  • средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
  • бюджетные субсидии и дотации;
  • средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возможных при осуществлении проекта, и компенсации иного возможного ущерба (например, выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта).

При реализации инвестиционного проекта за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, обусловленный влиянием проекта на сторонние организации. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации проекта, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

Часто бюджетный эффект служит критерием, на основании которого решается вопрос о выделении бюджетных средств для поддержки того или иного проекта.

Безусловно, бюджетный эффект от реализации инвестиционных проект очень важен, поскольку работа механизма перераспределения денег в теснейшим образом связана с ростом или сокращением бюджетных средств.  Однако достаточно часто бюджетный эффект входит в противоречие не только с финансовыми интересами участников проекта, но и с общественным эффектом. Например, увеличение стоимости приобретаемого импортного оборудования положительно влияет на показатели бюджетной эффективности, поскольку размер ввозных таможенных пошлин, как правило, пропорционален таможенной стоимости. Для предприятия такой рост является двойным возрастанием затрат: во-первых, нужно больше заплатить иностранному поставщику; во-вторых, увеличиваются таможенные сборы. Общая оценка влияния удорожания импортного оборудования также негативна, поскольку в лице предпринимателя и страна за тот же товар должна уплатить больше.

Таким образом, корректный подход к принятию решений о поддержке про­екта предполагает, что его общественный эффект положителен, а финансовый (предпринимательский или коммерческий) положителен не для всех учасников. Бюджетный эффект при этом может быть нулевым или даже отрица­тельным, если государство считает необходимым обеспечить за счет бюджетных средств реализацию проекта с высокой общественной эффективностью, но недостаточной заинтересованностью тех или иных участников.

Примерами такой бюджетной поддержки могут быть прямое бюджетное фи­нансирование инвестиций, льготные кредиты, временное освобождение от налогов, выплата за счет бюджета таможенных сборов и другие подобные действия. От проектов в сфере образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, предназначенных для обеспечения продовольственной безопасности страны, скорее всего не следует ожидать положительного бюджетного эффекта. В то же время их общественная эффективность (особенно при всестороннем учете внешних эффектов и рисков) не должна быть отри­цательной. В противном случае следует искать альтернативные способы до­стижения поставленных целей.

Вопросы:

  1. Для чего определяется бюджетная эффективность?
  2. Что является основным показателем бюджетной эффективности?
  3. Если бюджетный эффект равен нулю, то что тогда можно сказать об общественном эффекте?
  4. Увеличение стоимости приобретаемого импортного обору­дования положительно или отрицательно влияет на показатели бюджетной эффективности?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector