Для руководителей предприятий всех уровней чрезвычайно важно уметь разработать бизнес-план и провести анализ инвестиционного проекта.
Прежде чем начать тот или иной вид деятельности, необходимо подготовить предложение. Создание инвестиционного проекта начинается с разработки инвестиционного предложения.
Подготовка инвестиционного проекта является сложной процедурой, состоящей из следующих этапов.
- Идентификация (формулирование) инвестиционного проекта.
На данном этапе руководство предприятия, проанализировав его текущее финансовое состояние и положение на рынке, выделяет первоочередные задачи и наиболее перспективное направление развития.
- Сбор исходной информации для разработки проекта.
Разработчики проекта должны четко представлять себе, какая именно информация понадобится им на каждом этапе создания проекта, где ее можно получить и какие временные, финансовые и другие затраты будут связаны со сбором этой информации. От степени достоверности исходной информации умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процесс проектного анализа, зависит успех проекта.
Исходная информация для разработки проекта:
- Данные о предприятии (бухгалтерские отчеты, учредительные документы и т.д.)
- Финансовая информация (список банковских счетов, описание дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.)
- Данные о персонале (организационная структура, резюме и информация об образовании и опыте ведущих специалистов и т.д.)
- Юридические документы (протоколы заседаний собраний акционеров, копии решений ревизионной комиссии, и пр.)
- Информация о нематериальных активах (лицензии, патенты, товарные знаки)
- Экономические данные (макроэкономические данные об общих тенденциях в экономике страны, региональные и местные экономические показатели и условия, информация по отрасли, рыночная информация)
- Технические данные (характер проектируемого производства)
- Разработка технической части проекта
Техническая часть проекта должна включать организационную структуру и физический план выпуска конкретной продукции (работ, услуг), определение соответствующих инвестиционных издержек, а также расходов, возникающих на этапе эксплуатации. Кроме того, в технической части проекта должны быть учтены этапы упаковки, транспортировки, доставки потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции (работ, услуг), а также этап создания необходимой дополнительной инфраструктуры.
Основными задачами при разработки технической части проекта являются:
- Определение технологии, наиболее подходящей с точки зрения целей проекта.
- Анализ внешних и внутренних факторов производства.
- Проверка соответствия необходимых ресурсов и ресурсов, имеющихся в наличии либо потенциально доступных.
- Определение себестоимости производимой продукции (работ, услуг).
- Определение организационной структуры управления проектом — схема, состав подразделений и их функции, координация и взаимосвязь, распределение обязанностей.
- Маркетинговый анализ.
Цель маркетингового анализа в рамках разработки инвестиционного проекта — получить ответы на следующие вопросы.
На какой рынок нацелен проект?
- Возможно ли продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
- Возможно ли получить от этого планируемый объем прибыли, который. Маркетинговый анализ дол-
При анализе проектов маркетинговый раздел имеет определяющее значение, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается так, что фирма расходует значительные средства и усилия на все разрастающиеся снабженческие и сбытовые операции только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
- Коммерческий анализ.
На основе инвестиционных затрат, оцененных в технической части проекта, а также издержек, возникающих на этапе эксплуатации и доходов, оцененных в рамках плана сбыта на этапе маркетингового анализа, оценивается коммерческая эффективность инвестиционного проекта.
Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и доходов, обеспечивающих требуемую норму доходности.
К коммерческому анализу относится также анализ безубыточности производства основных видов продукции, который включает систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности — найти точку безубыточности, т. е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценке надежности прибыльной деятельности предприятия.
- Финансовый анализ.
Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким.
Финансовый раздел инвестиционного проекта состоит из следующих пунктов.
- Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (а лучше пяти) предыдущих лет его работы.
- Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
- Прогноз прибылей и денежных потоков.
- Оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта.
- Институциональный анализ.
Институциональный анализ рассматривает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект, таких как организационная структура, управление, персонал, среда функционирования, взаимодействие с внешней средой и др.
- Экологический анализ
- Анализ рисков.
Анализ риска предполагает учет всех изменений внешних и внутренних факторов реализации проекта (политических, административных, нормативных, экономических, финансовых, социальных, экологических и др.) как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
- Проработка юридических вопросов, связанных с реализацией проекта.
Если предприятие не в состоянии разработать инвестиционный проект своими силами и прибегает к услугам консалтинговой фирмы, то издержки на разработку определяются заранее и указываются в договоре.
Оценка результатов производится как по завершении проекта, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения.