Подготовка и реализация инвестиционного проекта

Для руководителей предприятий всех уровней чрезвычайно важно уметь разработать бизнес-план и провести анализ инвестиционного проекта.

Прежде чем начать тот или иной вид деятельности, необходимо подгото­вить предложение. Создание инвестиционного проекта начинается с разработ­ки инвестиционного предложения.

Подготовка инвестиционного проекта является сложной процедурой, со­стоящей из следующих этапов.

  1. Идентификация (формулирование) инвестиционного проекта.

На данном этапе руководство предприятия, проанализировав его текущее финансовое состояние и положение на рынке, выделяет первоочередные зада­чи и наиболее перспективное направление развития.

  1. Сбор исходной информации для разработки проекта.

Разработчики проекта должны четко представлять себе, какая именно ин­формация понадобится им на каждом этапе создания проекта, где ее можно получить и какие временные, финансовые и другие затраты будут связаны со сбором этой информации. От степени достоверности исходной информации умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процесс проектного анализа, зависит успех проекта.

Исходная информация для разработки проекта:

  1. Данные о предприятии (бухгалтерские отчеты, учредительные документы и т.д.)
  2. Финансовая информация (список банковских счетов, описание дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.)
  3. Данные о персонале (организационная структура, резюме и информация об образовании и опыте ведущих специалистов и т.д.)
  4. Юридические документы (протоколы заседаний собраний акционеров, копии решений ревизионной комиссии, и пр.)
  5. Информация о нематериальных активах (лицензии, патенты, товарные знаки)
  6. Экономические данные (макроэкономические данные об общих тенденциях в экономике стра­ны, региональные и местные экономические показатели и условия, информация по отрасли, рыночная информация)
  7. Технические данные (характер проектируемого производства)
  8. Разработка технической части проекта

Техническая часть проекта должна включать организационную структуру и физический план выпуска конкретной продукции (работ, услуг), определение соответствующих инвестиционных издержек, а также расходов, возникающих на этапе эксплуатации. Кроме того, в технической части проекта должны быть учтены этапы упаковки, транспортировки, доставки потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции (работ, услуг), а также этап создания необходимой дополнительной инфраструктуры.

Основными задачами при разработки технической части проекта являются:

  1. Определение технологии, наиболее подходящей с точки зрения целей проекта.
  2. Анализ внешних и внутренних факторов производства.
  3. Проверка соответствия необходимых ресурсов и ресурсов, имеющихся в наличии либо потенциально доступных.
  4. Определение себестоимости производимой продукции (работ, услуг).
  5. Определение организационной структуры управления проектом — схема, состав подразделений и их функции, координация и взаимосвязь, распределе­ние обязанностей.
  6. Маркетинговый анализ.

Цель маркетингового анализа в рамках разработки инвестиционного проекта — получить ответы на следующие вопросы.

На какой рынок нацелен проект?

  1. Возможно ли продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
  2. Возможно ли получить от этого планируемый объем прибыли, который. Маркетинговый анализ дол-

При анализе проектов маркетинговый раздел имеет определяющее значение, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается так, что фирма расходует значительные средства и усилия на все разрастающиеся снабженческие и сбытовые операции только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую  выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.

  1. Коммерческий анализ.

На основе инвестиционных затрат, оцененных в технической части проекта, а также издержек, возникающих на этапе эксплуатации и доходов, оцененных в рамках плана сбыта на этапе маркетингового анализа, оценивается коммерческая эффективность инвестиционного проекта.

Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финан­совых затрат и доходов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

К коммерческому анализу относится также анализ безубыточности произ­водства основных видов продукции, который включает систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности — найти точку безубыточности, т. е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценке надежности прибыльной деятельности предприятия.

  1. Финансовый анализ.

Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким.

Финансовый раздел инвестиционного проекта состоит из следующих пун­ктов.

  1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (а лучше пяти) предыдущих лет его работы.
  2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
  3. Прогноз прибылей и денежных потоков.
  4. Оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта.
  5. Институциональный анализ.

Институциональный анализ рассматривает возможность успешного выпол­нения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, полити­ческой и административной обстановки. Его главная задача — оценить сово­купность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект, таких как организационная структура, управление, персонал, среда функционирования, взаимодействие с внешней средой и др.

  1. Экологический анализ
  2. Анализ рисков.

Анализ риска предполагает учет всех изменений внешних и внутренних факторов реализации проекта (политических, административных, нормативных, экономических, финансовых, социальных, экологических и др.) как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.

  1. Проработка юридических вопросов, связанных с реализацией проекта.

Если  предприятие не в состоянии разработать инвестиционный проект своими силами и прибегает к услугам консалтинговой фирмы, то издержки  на разработку определяются заранее и указываются в договоре.

Оценка результатов производится как по завершении проекта, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector