Развитие новых информационных технологий и применение их в библиотечной систем

Развитие новых информационных технологий и применение их в библиотечной системе неминуемо приводит к её изменению, реорганизации и, как правило, происходящие изменения входят в противоречие с традиционно сложившимися технологиями. Проследить пути изменений библиотечных процессов и выявить объективные факторы противоречий – актуальная проблема сегодняшнего дня.

Информационно-библиотечное обслуживание является основным направлением работы библиотек. С этой целью в структурно-функциональной системе научной библиотеки СибГТУ созданы следующие отделы: обслуживания научной литературы; обслуживания учебной литературы; научно-библиографический; культурно-просветительской работы; справочно-информационный центр.

По признаку характера предоставляемой информации различают следующие виды информационного обслуживания: документальное, фактографическое и концептографическое. Все отделы обслуживания выполняют схожие процессы, но специфика их выполнения существенно различается. Это зависит от категории читателей и функций отделов.
В зависимости от потребности в информации читатель получает библиотечную услугу, качество выполнения которой регламентируется стратегией развития библиотеки, стандартами, инструкциями, планами работы и учебными планами.

Информационные технологии в библиотеке
Информационные технологии в библиотеке

В общем виде «Путь читателя» подразделяется на 3 процесса: получения книги, возврата книги, обслуживания читателя с целью обеспечения книгами. Последний, в свою очередь, включает в себя такие процессы, как обращение к месту хранения, работу с формулярами и работу с базами данных.
Для получения библиотечной услуги читателю необходимо зарегистрировать свой статус, получить читательский билет. К традиционным бумажным технологиям при первичной записи читателя относятся: картотека читательских формуляров, номерная и алфавитные картотеки.
Специфика обслуживания такой категории, как студенты дневной формы обучения, предполагает разделения процессов первичной регистрации и книгообмена на три подпроцеса: подготовительный, работа в присутствии читателя и заключительный, который представляет собой организацию подсобных фондов и ведение статистики.
Выполняющие работу ресурсы, без которых процессы обслуживания не смогут осуществляться: материально-техническое обеспечение, сотрудники библиотеки, программное обеспечение. И, соответственно, без читателя необходимость в процессе отпадает.

Программным обеспечением для автоматизации библиотечных процессов в НБ СибГТУ является автоматизированная библиотечная информационная система ИРБИС, разработанная Государственной публичной научно-технической библиотекой Российской Федерации. АБИС состоит из 6 связанных между собой автоматизированных рабочих мест. Поиск в электронном каталоге библиотеки осуществляется через АРМ «Читатель».

Автоматизированная книговыдача полностью внедрена только на абонементе научной литературы и в научно-библиографическом отделе. Идет подготовка к внедрению данного процесса на абонементе для студентов дневной формы обучения и в секторе гуманитарной литературы. Поскольку автоматизированная книговыдача в системе ИРБИС осуществляется с помощью штрихового кодирования, а так же основывается на взаимосвязи АРМ «Читатель» с электронным каталогом, подготовительными процессами для электронной книговыдачи являются: организация электронного каталога и создание базы данных читателей при помощи АРМ «Каталогизатор».
БД «Читатели» позволяет одновременно отображать не только основные сведения о читателях (запись в то или иное подразделение библиотеки, перерегистрация и выбытие из подразделений), но и имеет автоматически заполняемое поле «Сведения о взятой литературе». Автоматическое заполнение указанного поля происходит при использовании АРМ «Книговыдача».

Следует отметить, что работа с записью в БД «Читатели» производится в нескольких случаях, которые представляют собой отдельные процессы: пер-вичная запись (регистрация), перерегистрация, выбытие читателя и редактирование записи при переводе студента с курса на курс. Последний процесс характерен только для абонементов, обслуживающих студентов дневной и за-очной формы обучения.

В 2004 году в секторе гуманитарной литературы ОКПР был проведен эксперимент по внедрению автоматизированной книговыдачи, который был признан неудачным. Одной из причин неэффективности автоматизации книговыдачи являлось одновременное применение обеих технологий. Самыми продолжительными по времени операциями были признаны: определение соответствия книжного формуляра изданию и размещение формуляра в кармашке данного издания. Также автоматизированная книговыдача не предусматривала оформление таких платных услуг, как ночной абонемент и выдача на ксерокопирование.

Таким образом, рассмотрев процесс регистрации читателей на абонементах научной и учебной литературы, определив структуру оформления записи в БД «Читатели» и структуру оформления записи в традиционных регистрационных документах, делается следующий вывод: в настоящее время при обслуживании читателей одновременно применяется обе технологии регистрации читателя и книгообмена: автоматизированная и бумажная (традиционная);

Из этого следует: для повышения эффективности деятельности абонементов научной и учебной литературы необходимо рассмотреть возможность отказа от бумажных технологий путем их консервации, что приведёт к сокращению технологического процесса первичной записи читателя.
При возможности отказа от такого бумажного документа, как «Книжный формуляр» становится возможным рассмотреть вопрос о консервации «Картотеки читательских формуляров» и номерной картотеки на абонементе научной литературы.

Для эффективного внедрения автоматизированной книговыдачи необходим отказ от части бумажных технологий при обслуживании читателей, в частности: номерной и алфавитной картотек, единой регистрационной картотеки, читательских формуляров. Это сопряжено с изменением правил обслуживания, касающихся оформлением договорных отношений между читателем и библиотекой, в т.ч. его готовности принять отказ от обслуживания вследствие технических неисправностей.

Для оформления договора на разовую услугу в форме ночного абонемента, основанного на залоговой системе, разработана форма контрольного талона для АРМ «Книговыдача» и предлагается установить принтер для его печати на место обслуживания. В связи с необходимость указывать суммы залога, платы за услугу, штрафной санкции следует изменить формат выдачи контрольного талона при печати на расширение RTF и применять параметры печати в файл. В этом случае сотрудник библиотеки будет иметь возможность вносить необходимые сведения в контрольный талон, после чего отправлять его в печать при помощи стандартных средств Word.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector