Сформировать у учащихся представления о различных видах социальных отношений, соци¬альной стратификации, причинах социальных конфликтов и особенностях общественных отношений в современной России.

План урока
1. Виды общественных отношений.
2. Социальная стратификация и социальная мобильность.
3. Социальные конфликты и их причины.
4. Общественные отношения в современной России.
Материал к уроку
Форма занятий — обсуждение некоторых ост¬рых проблем. Вначале имеет смысл уделить вре¬мя вскользь затронутому в учебнике вопросу о социальной стратификации. Этот вопрос приобрел непростой характер в период информа¬ционного общества. Теперь недостаточно анали¬зировать структуру общества с традиционной классовой точки зрения. Одна из причин такого положения вещей — социальная мобильность, активный переход членов социальных сообществ из одной социальной группы в другую. Этот пере-ход зависит от профессиональной квалифика¬ции, уровня дохода, социальных притязаний, интеллектуального развития и др. В развитых постиндустриальных, информационных, общест¬вах исчезли основания для деления общества на классы (см. определение классов В. И. Лениным в § 10 учебника для 10 класса). В этих обществах около 80% граждан заняты в сфере услуг, около 15% — в промышленном производстве (бывший рабочий класс) и 5—6% занимаются сельским хозяйством. Таков новый «расклад» по «клас¬сам».
В связи с этим можно предложить учащимся вопрос: «Можно ли отнести нынешних «олигар¬хов», имеющих огромные доходы на фоне бед¬ности большинства населения, к типичному классу капиталистов, эксплуатирующих рабочих и служащих и живущих за их счет?» Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Об¬суждая его, можно затронуть многие аспекты об¬щественных отношений в стране за последние два десятилетия: например, реальную подоплеку фантастической социальной мобильности «оли¬гархов» (Березовский совсем недавно был науч¬ным сотрудником с весьма скромной зарплатой, Гусинский повышал художественную культуру советских граждан в качестве мало кому извест¬ного режиссера, Ходорковский упрочивал совет¬скую власть, будучи рядовым райкомовским ра¬ботником и т. д.). Попутно интересно предполо¬жить, какие доходы у них были бы сейчас, останься они в своих прежних социальных поло¬жениях (статусах). Немаловажен также вопрос о том, почему государство удовлетворено столь фантастическим разрывом между доходами чле¬нов нашего общества.
Сегодня в обществе появляются совершенно новые, непривычные для него социальные обра¬зования, например, та же группа «олигархов», т. е. очень богатых людей, наживших свои сред¬ства намного быстрее, чем это делается в нор¬мальных странах с рыночной экономикой, или группа управляющих (менеджеров). К какому классу можно отнести фермеров, организаторов театрального, кинематографического, эстрадно¬го дела, рекламщиков, «челноков», научных со¬трудников, подрабатывающих по выходным тор-говлей на рынке, охранников, спортсменов-про¬фессионалов, проституток, количество которых увеличивается, и т. д.
В связи с этим появилась необходимость в со¬циальной теории, объясняющей взаимоотноше¬ния между различными социальными слоями, — социальной стратификации. Под социальной стратификацией понимают деление общест¬ва на множество социальных образований, пред¬ставители которых различаются между собой та¬кими характеристиками, как объем власти, прав и обязанностей, материальное благосостояние, привилегии и социальный престиж. Эти характе¬ристики очень подвижны. Они поддаются регу¬лированию со стороны государства — прямому, но чаще косвенному. Например, раньше научные сотрудники, преподаватели вузов и многие учи¬теля и врачи (т. е. те, полезность которых для об¬щества огромна, но не сиюминутна и практиче¬ски невыразима в рублях и долларах) подни¬мались властью на щит, поощрялись, теперь государство не уделяет им должного внимания, платит нищенскую зарплату. Зато постоянно и неуклонно повышается благосостояние и пре¬стиж государственных служащих.
На обсуждение учащихся можно вынести обо¬значенные в учебнике проблемы:
1. Возможно ли общество без социальных кон¬фликтов (так сказать, «бесконфликтное общест¬во»)? Или несколько в иной редакции: неизбежны ли социальные конфликты в обществе, где во главу угла ставят интересы частной собственности?
2. Вдохновляющие и тревожащие социальные процессы в современном российском обществе.
Для «затравки» обсуждения по второму вопро¬су можно попросить одного или двух учащихся подготовить дома краткое сообщение по материа¬лам СМИ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector