Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Цель урока
Пояснить роль и значение социальных норм в жизни общества, показать, к каким последстви¬ям приводит нарушение этих норм.
План урока
1. Что собой представляют социальные нор¬мы? Каковы их виды?
2. Что можно сказать о моральных нормах, об обычаях и традициях?
3. Что характерно для правовых норм?
4. Что такое отклоняющееся поведение?
Материал к уроку
Форма проведения занятий может быть любой: индивидуальная деятельность, парная, группо¬вая.
Учитель напоминает учащимся, что правила поведения, регулирующие взаимоотношения лю¬дей, называют социальными нормами. Дейст¬вия и поступки людей регулируют различные социальные нормы — религиозные, политические, семейные, правовые, моральные и т. д. Эти нор¬мы отличаются друг от друга тем, что они:
• регулируют разные отношения;
• адресованы разным людям;
• формируются по-разному и по-разному дово¬дятся до сведения тех, кому они адресованы;
• по-разному внедряются в повседневную практику людей.
Например, в каждой семье установлено, что делать можно, а чего — нельзя, т. е. отношения членов семьи регулируют правила поведения или нормы. Эти нормы адресованы членам именно этой семьи, в другой семье могут действовать другие правила поведения, другие нормы. Нор¬мы, регулирующие отношения в семье, чаще все¬го установлены мамой или папой, они нигде не написаны, а доводятся до сведения всех членов этой семьи устно. Эти нормы члены семьи испол¬няют добровольно, но если ты не исполнил, на¬пример, какое-то требование мамы или папы, те¬бя можно заставить это сделать с помощью нака¬заний (не пойдешь гулять, не получишь деньги на карманные расходы и т. д.).
Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей друг к другу, их отношение к Богу, церкви, мечети, синагоге. Чаще всего рели¬гиозные нормы имеют письменную форму. Они содержатся в Библии, Коране, Талмуде. Верую¬щие люди исполняют эти нормы добровольно или под страхом Божьего наказания (Божьей кары).
Во всем многообразии социальных норм особое место занимают правовые нормы (см. § 35).
Чтобы наглядно и даже образно представить соотношение морали и права (нравственных и юридических норм), целесообразно обсудить не¬сколько сюжетов.
Первый сюжет из известного фильма «Бере¬гись автомобиля».
Главный его герой — человек средних лет по фамилии Деточкин. Он когда-то работал шофе¬ром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешел на службу в страховую фир¬му. В его обязанности входило посещать людей на дому и предлагать заключать с его фирмой до¬говор страхования. Среди клиентов Деточкина попадались люди нечестные, имущество которых было нажито путем воровства и прочих преступ¬ных действий. Чудаковатый Деточкин сначала сигнализировал в «органы» о ворах и расхитите-лях, но поскольку те не принимали никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих кли¬ентов» автомобили, продавать их на «черном рынке», а вырученные деньги пересылать… дет¬ским домам. То есть он действовал как современ¬ный Робин Гуд.
Вопросы для ориентации в обсуждении: Мож¬но ли назвать Деточкина честным, нрав-ственным человеком? Можно ли считать его преступником? Почему Деточкин вы¬зывает у многих симпатию? Можно ли сказать, что он похож: на некоторых сов¬ременных «братков», которые вымогают у богатых деньги, торгуют наркотиками и при этом жертвуют деньги на строитель¬ство или ремонт церкви, детским домам и т. д.?
Второй сюжет из истории революционного движения в России.
Известный революционер-большевик Тер-Пет¬росян организовал в начале XX в. в Тбилиси (тог¬да — Тифлисе) вооруженное (т. е. квалифицируе¬мое в уголовном праве как бандитское) ограбле¬ние кареты, в которой из одного учреждения в другое перевозили крупную сумму денег. Ограбление оказалось удачным. Были и жертвы среди охранников. «Изъятые» деньги предназначались для нужд революционеров. Впоследствии при размене за границей крупной купюры, Тер-Пет¬росян был схвачен полицией, но прикинулся психически больным человеком и избежал суро¬вого наказания, а затем бежал из заключения.
Вопросы для ориентации в обсуждении: Мож¬но ли назвать Тер-Петросяна героическим, нравственным человеком (каким его изо¬бражали при советской власти)? Можно ли считать его преступником? Оправдыва¬ет ли высокая цель преступное средство ее достижения?
Третий сюжет — покушение на императора Александра II 1 марта 1881 г.
Вопросы для ориентации в обсуждении: Как можно оценить действия С. Перовской и ее сотоварищей с точки зрения тогдашних морали и права? А с точки зрения совре¬менных морали и права? Можно ли квали¬фицировать этот акт как террористиче¬ский? Почему этот акт прославлялся при советской власти как революционный, ге¬роический?
В конце целесообразно предложить учащимся, выполняя задание № 4 из § 9, на основе содержа¬ния приведенных ниже афоризмов сделать за¬ключение о соотношении моральных и правовых норм:
«Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы» (Сенека, древнеримский философ);
«Совесть есть закон законов» (А. Ламартин, французский писатель);
«Законы должны искоренять пороки и насаж¬дать добродетели» (Цицерон, древнеримский писатель, оратор).
Интерпретируя приведенные афоризмы, сле¬дует:
1. Более развернуто разъяснить мысль автора.
2. Если можно, привести пример из литерату¬ры, повседневной жизни (или придумать самим).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector