Сетевые компьютерные технологии и их использование в документационном обеспечении управления

Компьютерная сеть образуется при физическом соединении двух или более компьютеров. В общем случае, для создания компьютерных сетей необходимо специальное аппаратное обеспечение (сетевое оборудование) и специальное программное обеспечение (сетевые программные средства).
Все компьютерные сети без исключения имеют одно назначение – обеспечение совместного доступа к общим ресурсам. Ресурсы бывают трех типов: аппаратные, программные и информационные. Например, устройство печати (принтер), емкости жесткого диска – это аппаратные ресурсы. Участники компьютерной сети могут использовать один общий принтер, хранить свои архивы на общем файловом сервере (компьютер с увеличенной емкостью диска).
Кроме аппаратных ресурсов компьютерные сети позволяют совместно использовать программные ресурсы. Так, например, для выполнения очень сложных и продолжительных расчетов можно подключиться к удаленной большой ЭВМ и отправить вычислительное задание на нее, а по окончании расчетов точно так же получить результат обратно.
Данные, хранящиеся на удаленных компьютерах, образуют информационный ресурс.
В компьютерных сетях действуют специальные стандарты, называемые протоколами, которые обеспечивают необходимую совместимость их элементов, как по аппаратуре, так и по программам. Аппаратные протоколы определяют характер аппаратного взаимодействия компонентов сети, программные протоколы – характер взаимодействия программ и данных.
В соответствии с используемыми протоколами компьютерные сети принято разделять на локальные (LAN – Local Area Network) и глобальные (WAN – Wide Area Network). Компьютеры локальной сети преимущественно используют единый комплект протоколов для всех участников. Создание локальных сетей характерно для отдельных предприятий или отдельных подразделений предприятий. По территориальному признаку локальные сети отличаются компактностью. Они могут объединять компьютеры одного помещения, этажа, здания, группы компактно расположенных сооружений. Глобальные сети имеют, как правило, увеличенные географические размеры. Они могут объединять как отдельные компьютеры, так и отдельные локальные сети, в том числе и использующие различные протоколы.
Развитие сетевых компьютерных технологий привело к образованию глобальной сети Интернет, которая объединяет в себе множество независимых сетей и является самоорганизующейся децентрализованной иерархической структурой. Сегодня Интернет превратилась во всемирную компьютерную сеть, став, по сути, новым информационным пространством.
Наиболее популярными службами Интернет являются:
• Электронная почта.
• Списки рассылки.
• Служба телеконференций.
• Служба Word Wide Web (WWW).
• Служба передачи файлов (FTP).
• Чат-конференции.
Значение сетевых технологий для функционирования современной организации неоспоримо. В частности большинство автоматизированных систем ДОУ используют технологии локальных сетей и Интернет.
Внедрение сетевых информационных технологий в современном офисе проходит в несколько этапов: объединение компьютеров в локальную сеть с общими папками и принтерами, корпоративная электронная почта и, наконец, централизованный выход в интернет. До недавнего времени на этом уровне останавливались многие организации. Однако развитие сетевых технологий и предоставляемые ими преимущества привели к созданию Intranet и Extranet систем, которые также активно используются в автоматизации управленческих и производственных процессов.
Intranet-системы — это промежуточное звено между локальной сетью и корпоративными системами высокого уровня. Intranet представляет собой внутренняя корпоративная сеть, построенная на Интернет-технологиях.
С технической точки зрения интранет — это внутренний корпоративный web-портал, призванный решать задачи конкретной компании; задачи, в первую очередь, по систематизации, хранению и обработке внутрикорпоративной информации. Интранет — сайт доступен только в рамках локальной сети компании включая удаленные филиалы. Доступ к страницам портала осуществляется через web-браузер, что позволяет пользоваться услугами интранет-систем людям с минимальной компьютерной подготовкой. Обновление информации осуществляется ответственными сотрудниками с помощью специальных интерфейсов, работа с которыми практически идентична работе с офисными приложениями.
Технология Интранет предполагает единый способ обработки, хранения, доступа к информации, единую унифицированную среду работы, единый формат документов. Такой подход дает сотрудникам возможность наиболее эффективно использовать накопленные корпоративные знания, оперативно реагировать на происходящие события, а предприятию в целом предоставляет новые возможности организации своего бизнеса.
Сегодня компании активно используют Intranet для:
• — организации внутреннего документооборота;
• — электронной почты;
• — доступа к поисковым системам и базам данных компании;
Основными характеристиками интранет-систем являются:
• Низкий риск и быстрая отдача инвестиций. Сроки внедрение готовых intranet — систем на предприятии обычно не превышают одного месяца, причем внедрение системы подразумевает под собой поддержание и углубление уже существующих на предприятии бизнес-процессов, а не их перепланирование и перестройку.
• Низкая стоимость и простота технологий. Все полезные качества интернет — технологий реализуются в рамках крайне простой схемы: программа просмотра (брaузер), установленная на рабочем месте пользователя, web-сервер, который выступает в качестве информационного концентратора, и стандарты взаимодействия между клиентом и web-сервером.
• Открытость и масштабируемость систем. Интранет — системы открыты для наращивания функциональности и интеграции с другими информационными системами компании. Это свойство позволяет создавать интранет-сайт эволюционным путем и развивать систему по мере возникновение необходимости.
Разновидностью Intranet-систем являются Extranet-системы. Основная их функция – предоставление доступа к формализованной информации и корпоративным службам удаленным подразделениям компании, дилерской сети, оптовым покупателям и другим партнерам или клиентам.
С точки зрения пользователя экстранет-система представляет собой невидимый в поисковых машинах корпоративный сайт в сети Интернет, доступ к которому имеют только авторизованные пользователи и/или пользователи с определенных IP-адресов. Доступ к системе предоставляется администратором по заявке пользователя.
При создании экстранет-систем приоритетными являются задачи безопасности и разграничения прав доступа к информации и сервисам. Так как уровень защиты экстранет-систем обычно выше, чем защита обыкновенного корпоративного сайта, компания имеет возможность размещать в системе закрытые корпоративные материалы и предоставлять пользователям доступ к сервисным функциям, напрямую связанным с деятельностью компании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector