Для каждого товара характерна своя кривая жизненного цикла

Такой классический тип жизненного цикла товара характеризуется следующими особенностями: как правило, самой короткой стадией является стадия внедрения, а самой длинной – спада. Вид кривой ЖЦТ и продолжительность каждой стадии зависит от ряда факторов. Во-первых, это свойства товара. Чем товар качественнее и отличнее от аналогов, тем выше спрос. Во-вторых, это уникальность товара, т.е. чем меньше товаров-заменителей и конкурентов, тем выше спрос. В-третьих, это затраты на производство товара. Чем ниже издержки на единицу товара, тем выше прибыль от продаж, так как цена при этом не меняется. В-четвертых, это фактор продолжительности спроса на товар. Чем более востребован товар потребителем, тем выше спрос. При увеличении спроса растет и объем продаж (и объем производства), и прибыль предприятия, и количество потребителей. Для достижения таких высоких результатов фирма вынуждена затрачивать немалые средства и на маркетинг и рекламу.

Для каждого товара характерна своя кривая жизненного цикла, отличная от других. Некоторые товары имеют удлиненный жизненный цикл. При этом наблюдается картина чередования стадий повышенного роста уровня продаж с непродолжительными периодами стабилизации и спада.

Кроме такого классического цикла жизни товара имеются в рыночной практике и другие кривые объема продаж:

  1. Кривая «бум» — это кривая демонстрирует, как еще на первой стадии внедрения товара он приобретает чрезвычайную популярность, и объемы продаж становятся очень велики. В последующем фирме удается поддерживать стабильно высокий сбыт товара на протяжении длительного времени. (например, появление на российском рынке сотовых телефонов стандарта GSM)
  2. Кривая «продолжительное увеличение» — эта кривая показывает, как на начальном этапе сбыт товара резко возрастает, а затем стремительно падает до среднего уровня продаж (например, продажа и установка пластиковых окон).
  3. Кривая «мода» (сезонность) – эта кривая отображает жизненный цикл товаров, которые претерпевают на рынке периодические и неоднократные взлеты и падения спроса (например, продажа живых или искусственных елей и новогодних украшений).
  4. Кривая «возобновление» (ностальгия) – кривая демонстрирует, как спрос рос, потом прерывался на определенное время, а затем последовал вновь рост.
  5. Кривая «провал» — кривая отражает закончившееся неудачей внедрение товара на рынок (например, производство из угольной пыли (остатков на ЦОФ) угольных кирпичей).
  6. Кривая «вспышка» — кривая отображает ситуацию резкого увеличения объема продаж и затем столь же резкого уменьшения спроса (например, продажа пейджеров).

     Каждая стадия ЖЦТ ставит перед маркетингом свои задачи. Правильный маркетинговый подход на определенной стадии обеспечит успех (и соответственно увеличение объема продаж и прибыли) на последующей. С точки зрения главной цели создания фирмы – получение прибыли, наиболее привлекательны и важны первые три стадии ЖЦТ. Поэтому именно на них применяются наиболее интенсивные и разнообразные меры маркетинга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector