Область применения Комплекса

Если исходить из того, что сеть школьных библиотек является самой многочисленной в РФ, то профессиональная аттестация работающих в них библиотекарей, безусловно, может рассматриваться как важная государственная задача. В решении этой задачи, на наш взгляд, предлагаемый Комплекс может  послужить основой для реализации системного и целостного подхода к подготовке и реализации аттестации. Совершенно очевидно, что проведение массовой профессиональной аттестации школьных библиотекарей РФ невозможно без наличия инструментария, позволяющего оценить готовность аттестуемого к деятельности в рамках новой квалификационной категории «Педагог-библиотекарь». Как показала экспериментальна проверка, моделью такого диагностического инструмента является разработанный Комплекс. Комплекс отражает «ядро» профессиональных компетенций специалистов, соответствующих новой квалификационной категории «Педагог-библиотекарь», четко регламентирует объем и содержание профессиональных знаний, умений и компетенций, которыми должны владеть аттестуемые. В нем в формализованном виде отражены как основные профессиональные знания и умения, так и способность аттестуемого на высоком уровне вести библиотечную и педагогическую деятельность.

По нашему мнению, он может и должен лежать в основе разработки учебно-методического обеспечения процесса обучения, предшествующего аттестации. Отражая «ядро» профессиональных знаний и умений педагога-библиотекаря, Комплекс дает возможность «выращивания» и создания на его основе учебных программ, необходимых для  проведения специального обучения аттестуемых. При таком подходе обеспечивается требование совместимости измерительно-диагностического инструментария и учебно-методического обеспечения процесса обучения аттестуемых. При этом Комплекс дает возможность реализации принципа дифференциации, учета специфики подготовки к аттестации лиц, имеющих как библиотечное, так и педагогическое или  иное образование.

Таким образом, комплекс может служить, во-первых, основой для диагностирования аттестуемых, во-вторых, являться основой для разработки учебно-методического обеспечения процесса специальной подготовки аттестуемых.

Рассмотрение Комплекса и возможности его применения невозможно вне более широкого контекста – рассмотрения условий успешного осуществления аттестации школьных библиотекарей России. По нашему мнению, успешность решения такой масштабной задачи, зависит от соблюдения ряда условий:

  • Наличие нормативной базы, четко регламентирующей проведение аттестации как на федеральном, так и на региональном, муниципальном уровнях – приказов, распоряжений, инструкций и т.п. документов, регулирующих организацию и проведение аттестации.
  • Наличие учебно-методического обеспечения процесса обучения аттестуемых – учебных программ и других дидактических материалов, дифференцированных по категориям обучаемых в зависимости от базового образования (библиотечного, педагогического и иного). Обязательным требованием к ним является требование совместимости с критериями и показателями, заложенными в диагностически-измерительном инструментарии, который будет использоваться при аттестации.
  • Наличие системы в организации специального обучения аттестуемых. Такая система, на наш взгляд, должна предусматривать возможность выбора аттестуемым  как формы обучения (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная и др.)., так  и доступ  к соответствующим информационным ресурсам (традиционным и электронным). Результатом такого обучения должно стать не механическое «натаскивание» на выполнение тестовых заданий, а формирование новых знаний и умений, профессиональных компетенций, а главное – переосмысление отношения к своей профессии, осознание себя как равноправного участника образовательного процесса.
  • Организация целенаправленной разъяснительной работы. Такая работа связана с доведением до школьных библиотекарей целей и задач аттестации, формированием необходимых установок и соответствующей мотивации, позитивного настроя на процедуру аттестации и необходимость преодоления внутренних барьеров, консерватизма мышления, осознание необходимости волевых усилий для успешной подготовки и обучения. Особую роль здесь призвана сыграть Русская Школьная Библиотечная Ассоциация и ее региональные отделения как общественные структуры, обеспечивающие рост профессионального самосознания школьных библиотекарей.

Обеспечение этих условий потребует консолидации усилий разных организаций (от Министерства образования и науки РФ  до отдельной школы), напряженной  работы специалистов различного профиля: ученых из высшей библиотечной и педагогической  школы, представителей методических центров различного уровня (от ГНПБ им. К.Д.Ушинского и региональных центров повышения квалификации и переподготовки работников образования до методистов муниципального уровня), руководителей РШБА и РБА, представителей профессиональной библиотечной и педагогической печати. И, конечно же, успех аттестации зависит от доброй воли и желания соответствовать новым требованиям динамично меняющегося мира самих школьных библиотекарей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector