СЦЕНАРНОЕ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

(мастер-класс на областном слете пед.отрядов читала Смирнова Мария — боец пед.отряда Импульс)

Сценарий -последовательный ряд событий, план праздника с подробным описанием действия, слов, персонажей, ремарок, режисерских указаний.
Миерхольд: «Сначала что, потом как. Говоря о как, мы говорим и о что»
*Форма должна служить для наиболее яркого решения содержания.

Что нужно определить для написания сценария:
1 Тема (что) — круг явлений или вопросов, которые будут художествено использованы сценарием. Важно ассоциативное исследование темы.
2 Идея (о чем) — телеграмма в зал.
3 Задача (как).
4 Сверхзадача(ради чего) — утверждение авторской позиции, т.е. та главная мысль, которую будет нести представление, которую зритель уяснит себе как вывод.
5 место проведения (где)
6 участники (кто и для кого)
7 задания для групп

*Сценарий развивается на конфликте.
Конфликт — борьба, столкновение, процесс имеющий начало, развититие и финал.
Композиция сценария: Завязка — кульминация — развязка. Обязательно в развязке создается новое положение, которое имело место в завязке.

Сюжетно — сценарный ход — должен органично, образно и действенно соединить в единое целое различные элементы представления.(шашлык: кусочки мяса — это номера, шампур — ведение)

Логика постановки номеров:
1 — номер-жертва, яркий, привлечь внимание зрителя.
2 — номер яркий, но не массовый.
3-5 — номера на идею, кульминация.
6-7 — слабые, сырые номера.
8-9 — номера на задачу.
10 — номер на сверхзадачу.
Время проведения мероприятия от 40мин. до 1ч. 20 мин.

Схема сценической площадки

3 план (массовый) от 12 до …чел.
2 план (семейный) от 5 до 8/12 чел.
1план (портретный) от 3 до 5 чел.
Авансцена от 1 до 3 чел.

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО — организация сценического действия.
Характеристики действия:
1 Наличие цели (для чего)
2 Оправдание (почему)
3 как, каким образом (ОБРАЗ-МАСКА)
4 эмоциональное отношение (мимика, жест, пластика)

ОБРАЗ-МАСКА: играет только социальное поведение, характер не развертывается. Не строить сложных образов, а откровенно играть на сцене. Не надо играть правду, главное гротеск и стилизация. У каждой маски свой стиль игры (КВН Уездный город).

Удельный вес слова:
Миерхольд-«Движение рождает слово».
Крек-«Слово — искра на конце жеста».

*Память на ощущения(жара. холод)
*Вера в предлагаемые обстоятельства (пришить пуговицу)

На сцене всё выстраивается через оценку — способность откорректировать свое поведение по отношению к партнеру, событию, предмету на сцене (оценить = изменить мизансцену тела).

Тренинги по актерскому мастерству:
(мастер-класс Стаса Довжика, г.Таганрог)
1. «Зеркало» — все делятся по парам. Между собой решают кто смотрится в зеркало, а кто зеркальное отражение, которое в точности повторяет все движения смотрящегося. Затем меняются ролями.
2. «Предмет по кругу» — Все становятся в круг. Ведущий запускает маркер. У кого в руках маркер, тот должен изобразить из него другой предмет (например расческу или зубную щетку, все зависит от фантазии участников) и передать следующему.Главное не повторятся.
3. «Озвучка»- 4 участника ,2 чел разыгрывают этюд на органическое молчание (пантомима), 2 других должны их озвучить в режиме реального времени.
Тренинги по актерскому мастерству и взаимодействию на сцене.
(мастер-класс Ричарда Джексона, США)
1. Берется любое помещение в доме (ванная, кухня и тд.). 3 актера (2на сцене, 1 входит) разыгрывают сценку в течение 1 мин., потом повторяют то же самое за 45 сек., 30, 15, 10, 5 сек. Проводится несколько раз с разными составами, в разных помещениях. (на импровизацию)
2. Берется любая страна, 3 актера (2 на сцене, 1 входит) импровизируют любое время, но они все время находятся на разных уровнях (1-стоит, 2-сидит на стуле, 3-коленопреклоненный), причем они все время должны менять положение, не оказываясь на другом уровне (если актеры оказались на одном уровне зрители сигнализируют об этом неприятным звуком).
3. Помещение в доме, 3 чел. (2 на сцене, 1-входит) разыгрывают сценку, ведущий периодически останавливает их и задает какую-либо эмоцию (страх, радость и т.д.), потом задаются не эмоции, а жанры (боевик, комедия, трагедия и др.).
4. Ситуация (трамвай, пляж и т.д.) 5 чел на сцене. Каждый говорит по одному предложению, начиная с первой буквы алфавита (1-ый — с буквы А, 2-ой — с Б и т.д.). В идеале должен получится связный полилог из 30 предложений. (Тренинг на взаимодействие актеров, на умение слушать друг друга).
5. 5 чел. сидят на стульях в ряд, они — головы одного существа (например Гидра, или Змей Горыныч). Им задают вопросы из зала, на который они должны дать связный ответ. Причем они имеют право произносить по одному слову, говорят по порядку. Тот кто закончил делает хлопок. Ответ на следующий вопрос начинает «голова», сидящая после того, кто закончил предыдущий ответ. (Тренинг на взаимодействие и умение слушать партнера).

Правила поведения на сцене:
* Мебель по сцене нужно только носить (не таскать)
* Репетиция должна включать вынос реквизита и уборку сцены
* За закрытым занавесом и кулисами нельзя разговаривать
* Нельзя трогать и брать со своих мест реквизиты и декорации за сценой, если вы их туда не клали.
* Актер почти всегда должен смотреть в зал или над залом
* Слова ВЫТАЛКИВАЮТСЯ на зрителя
* Очень точная артикуляция
* В микрофон нельзя кричать
* Держать микрофон вблизи лица, даже если по сценарию актер должен ярко жестикулировать
* Не кидать микрофон на сцену, а передавать из рук в руки.
* Позаботится о включении микрофона заранее, выключать за кулисами
* Шум в зале нужно переждать замерев, и продолжить ничего не заметив
* В выступлениях категорически не рекомендуется использовать таблички.
* Лучше представить участников действия.
* В полном зале звук тише чем в пустом (учитывать при репетиции)
* Продумать куда уходить, чтобы удобнее было выходить.
* Жвачки на сцене — недопустимо!
* Снимать все украшения, бейджики и т.д. если не запланировано сценарием.
* Следить за внешним видом (прическа, макияж, одежда, обувь).
* Часто костюмы помогают раскрыть характер персонажа.
* Следить за осанкой (прямая), положением рук и ног.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector