Следовательно, под процессом следует понимать совокупность видов деятельности (цепочку процессов, операций), результатом которой является какой-либо продукт, имеющий ценность для внутреннего и внешнего потребителя.
При этом виды деятельности, входящие в процесс следует разделить на две группы:
- технология производства, включающая набор операций и правила их выполнения, определяющих логику осуществления процессов;
- организация производственных процессов путем создания необходимых условий, ресурсного обеспечения и формирования соответствующей инфраструктуры для бесперебойного обслуживания производства.
Функционирование механизма позволяет, организовать обеспечение качества элементов производственных процессов, и управлять их параметрами как в автономном режиме с учетом взаимосвязей (интерфейсов) между ними, так и в системном режиме — цепочками процессов, осуществляющихся для достижения цели обеспечения удовлетворенности внутреннего потребителя, в качестве конечного результата, являющегося входом в следующий процесс.
В общем случае для управляемой системы или процесса интерес представляют два показателя качества, фиксирующие, куда приходит система или процесс в результате управления и как она попадает в это конечное состояние. Первый показатель описывает величину рассогласования состояния процесса в момент завершения процесса, второй – ход процесса.
На рисунке условно показан процесс, протекающий в определенных рамках, задаваемых нормативными документами, требованиями и пр. Задачей процесса является преобразование входов в выходы независимо от их конкретного содержательного значения. В общем случае идеальным было бы, например, управление, показанное пунктиром. Но оно не может быть реализовано, т.к. траектория перехода из начального состояния в конечное выходит за допустимые границы. А она должна полностью лежать в заданных рамках процесса. Возможны другие траектории перехода: 1 и 2, являющиеся следствием управления. Очевидно, что, будучи приемлемыми, с точки зрения невыхода за допустимые рамки процесса, они будут разными. Например, по затратам времени и других ресурсов. Следовательно, важным является не только, куда мы приходим в конце процесса, а также и как мы приходим.
Процессный подход предполагает объединение функций отдельных подразделений, связанные с конкретными процессами, в единую цепочку действий, что позволяет руководству предприятия перераспределить функции между подразделениями и делегировать полномочия по принятию оперативных решений на уровень конкретного исполнителя (владельца) процесса.
Следовательно, сущность данного организационного изменения состоит в том, что процессная модель системы организации производства строится как совокупность связанных во времени процессов, включающих последовательность действий, знание которых позволяет работнику легко перейти из одного процесса в другой, т.е. работник, зная цели, границы процессов (моменты начала и окончания), качественные параметры может постоянно фиксировать результат процессов и в соответствии с ним корректировать свои действия и обеспечивать требуемое качество «выхода» процесса.
Организация, для того чтобы результативно функционировать, должны определить и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация и управление применяемых процессов и особенно взаимодействия таких процессов считаются «процессным подходом». При описании какой-либо деятельности или ее выполнении очень полезно держать в голове и применять методологию – так называемый цикл Деминга или цикл PDCA, которая может быть применена ко всем процессам
Таким образом, лишь точно построив процессы (и, конечно, устранив выявленные в результате этого мероприятия <нестыковки>) мы, во многом, можем достичь одной из главных целей — создания некоего конвейера упорядочивающего всю работу компании и добиться существенного улучшения по важнейшим показателям, характеризующим ее деятельность. Стало быть, процессный подход является инструментом, с помощью которого создаются и поддерживаются условия, необходимые для обеспечения качества процессов производства, гарантирующие удовлетворение внутреннего и внешнего потребителя.
Задачей работы является необходимость определить процессы по хозяйству СЦБ и энергетики железной дороги с целью создания в конечном итоге единой корпорации системы менеджмента качества.