В настоящее время финансово-экономическая деятельность железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» проходит при централизованном управлении финансовых потоков и бюджетном планировании со стороны ОАО «РЖД». При этом заинтересованность Компании в повышении доходов при оптимизации затрат должна совпадать с интересами ее филиалов. С этой целью для железных дорог утвержден механизм стимулирования в виде формирования бюджета мотивации и развития производства по результатам финансово-экономической деятельности на основе следующих параметров:
- сверхплановые доходные поступления от перевозок за вычетом соответствующих им затрат;
- сверхплановые доходные поступления от прочих продаж за вычетом соответствующих им затрат.
Вместе с тем можно отметить, что для повышения эффективности деятельности железных дорог требуется более полный подход к определению ключевых показателей оценки их финансово-экономической деятельности и механизму распределения между дорогами фонда мотивационного стимулирования. В соответствии с научными выводами на основе практических результатов деятельности железных дорог установлено, что существуют тесная взаимосвязь между уровнем затрат на перевозки и технологией перевозочного процесса, а также возможность влияния на оптимизацию затрат через механизм мотивации.
Наиболее существенное влияние на издержки железных дорог, связанные с перевозкой, оказывают как характер перевозочной работы, так и качество эксплуатационной работы и месторасположение дороги. При этом величина или изменение доходных поступлений от грузовых перевозок (для железных дорог это размер выручки за погрузку) с учетом дополнительных сборов за начально-конечные грузовые операции не имеет прямой зависимости от общей суммы затрат, связанных с грузовыми перевозками. На расходы на грузовые перевозки оказывают влияние характер работы дороги и соотношение ввоза, вывоза, транзита и объема местной работы.
Начально-конечные операции формируют расходы, связанные с оформлением приема и выдачи груза на станциях его отправления и прибытия, подготовкой вагонов к перевозкам, маневровой работой. На железных дорогах с преобладанием транзита данные расходы минимальны.
Технология грузовой работы определяет, что на каждую тонну ввоза или вывоза приходится одна начально-конечная операция, а на перевозку в местном сообщении — уже две.
Например, Дальневосточная железная дорога по сложившейся модели грузовой работы является выгрузочной: доля объема работы от собственной погрузки составляет менее 29%. При этом издержки на осуществление всего процесса перевозок в 1,9 раза превышают размер выручки.
Иная ситуация складывается на железных дорогах, имеющих преобладание погрузочной работы над объемами выгрузки и транзита.