Горное производство неизбежно связано с перемещением больших масс полезных ископаемых, пустых пород, материалов, оборудования. На шахтах 80-85% общего грузопотока приходится на полезное ископаемое и породу. B задачу подземного транспорта входит также перевозка людей по подземным горным выработкам.
Организация системы шахтного транспорта имеет большое значение для нормального функционирования шахты. До настоящего времени на шахтах наблюдаются частые и длительные простои очистных забоев из-за неудовлетворительно организованной работы шахтного транспорта. От его рациональной организации в значительной степени зависит ритмичность работы всей шахты.
Шахтный транспорт — это промежуточное технологическое звено в общей технологической цепи горного производства, связывающее очистные забои с шахтным подъемом. Функционирование очистных работ, транспорта и шахтного подъема взаимосвязано.
Основные требования, предъявляемые к системе шахтного транспорта, сводятся к следующим: а) обеспечение необходимой пропускной способности; б) минимальные трудоемкость и стоимость перевозок; в) безопасность работ.
Шахтный транспорт представляет собой достаточно сложную технологическую цепочку, обеспечивающую транспортирование груза по горизонтальным и наклонным горным выработкам от погрузочного пункта забоя до ствола, подъем груза по стволу и далее транспортирование его до бункеров или угольных складов.
Погрузочные пункты предназначаются для погрузки полезного ископаемого или пустой породы из лавы (с конвейера или из бункера) в шахтные вагонетки.
Погрузочные пункты подразделяются на: переносные (временные) со сроком службы примерно до 1 мес; полустационарные со сроком службы от 1 до 6 мес; стационарные со сроком службы более 6 мес.
Погрузочные пункты под лавами являются связующими технологическими звеньями между очистными работами и системой шахтного транспорта.
Часовая пропускная способность погрузочного пункта под лавой может быть определена по формуле
(1)
где n — число вагонеток в составе; qв — грузоподъемность вагонетки, т; tп.с и tз.с — продолжительность погрузки состава вагонеток и маневровых работ по замене груженого состава на порожний, мин; kп — коэффициент снижения полезной массы груза за счет перевозимой породы.
Время погрузки состава вагонеток можно подсчитать из выражения
(2)
где Qл — расчетная интенсивность углепотока из лавы, т/мин.
Такой способ расчета продолжительности погрузки состава должен использоваться для тех случаев, когда отсутствует возможность бункеризации угля в промежуточных бункерных емкостях, печах, гезенках и др. При наличии промежуточной бункерной емкости под лавой, при которой загрузка вагонеток ведется непосредственно из бункера, величина tп.с определяется на основе хронометражных наблюдений.
Существенной величиной, определяющей вместимость погрузочного пункта, является продолжительность маневровых работ по замене груженого состава на порожний, которая зависит от принятого путевого развития и средств механизации маневров. В случае, когда разминовка расположена непосредственно под лавой, создается возможность частичного или полного совмещения маневровых работ с погрузкой состава. Для бесперебойного снабжения погрузочного пункта порожними вагонетками составляют график его обслуживания, исходными данными для которого служит: добыча угля за смену, т; коэффициент наполнения вагонеток углем, равный 0,8; общее число вагонеток в составе.
Цель графика — согласовать работу транспорта с работой очистных забоев, на основании которого определяют число вагонеток. На рис.1 приведен график обслуживания погрузочных пунктов. Кроме графика подачи вагонеток строят также график откатки груженых вагонеток.
Для повышения оборачиваемости вагонеток необходимо так организовать работу транспорта, чтобы время пребывания вагонетки на погрузочном пункте было минимальным.
Рис. 1. График обслуживания погрузочных пунктов:
Nваг— добыча участка в вагонетках; t — часы смены: nрез — резервное число вагонеток; 1- плановая добыча; 2 — фактическая добыча: 3 — подача вагонеток
Одним из условий обеспечения ритмичной и согласованной работы электровозной откатки является решение определенных плановых задач при организации движения. Рациональная организация электровозного транспорта в шахте может строиться на основе графиков движения поездов. Однако это не исключает диспетчерского управления движением поездов в шахте.
Графики представляют собой инструмент оперативного планирования и контроля работы электровозной откатки.
Расчет наиболее эффективных графиков движения электровозных поездов и строгое соблюдение этих графиков в процессе работы шахтного транспорта обеспечивают ритмичную и высокопроизводительную работу шахтного транспорта и шахты в целом.
В связи с тем, что потоки перевозимого полезного ископаемого по подземным выработкам неодинаковы по сменам, наиболее целесообразно строить графики для каждой смены с учетом планового уровня добычи по каждому участку.