Ha большинстве современных горных предприятий технологический транспорт, обслуживающий карьеры, выделяется в самостоятельный транспортный цех: железнодорожный, автомобильный, погрузочно-транспортное управление и др. Во всех случаях транспортный цех выполняет все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава.
На большинстве горно-обогатительных комбинатов черной и цветной металлургии, применяющих технологический автотранспорт, существуют полнокомплексные обособленные автохозяйства, в состав которых входят специальные здания и сооружения для технического обслуживания и ремонта, посты для контроля технического состояния автосамосвалов, сооружения для хранения автотранспортных средств в межсменное время и нерабочие дни (чаще всего — открытые стоянки), пункты заправки и хранения горюче-смазочных материалов, подсобные и вспомогательные помещения.
Основным параметром, определяющим эффективность взаимодействия автохозяйства и карьера, является производственная мощность ремонтно- технической базы, которая характеризуется обычно числом машино — мест в зоне технического обслуживания и ремонта. Мощность ремонтной базы должна обеспечивать своевременный ремонт и обслуживание имеющегося парка карьерных автосамосвалов с наименьшими затратами, для чего должно быть установлено оптимальное соотношение числа автосамосвалов и машино — мест.
В автохозяйство из карьера поступают два потока автосамосвалов: исправных и неисправных. Поток автомобилей в карьере формируется из исправных автомобилей, хранящихся на стоянках, и отремонтированных автосамосвалов.
Поэтому показатели использования экскаваторов и автосамосвалов, отражающие влияние неравномерности процессов экскавации и транспортирования в течение смены и неравномерности выхода автосамосвалов, должны определяться как результат функционирования двух фаз системы массового обслуживания: карьера и автохозяйства [8].
При этом общая схема расчетов выглядит следующим образом.
Предположим, в системе работают N автосамосвалов и М экскаваторов, имеется m ремонтных машино — мест. Будем считать, что за время рабочей смены автосамосвалы могут находиться на линии (n исправных автомашин) или на техническом обслуживании в ремонтной базе (S = N-n автомашин, нуждающихся в ремонте). При этом в случае S>m часть машин простаивает в ожидании ремонта.
Кроме того, будем считать, что в каждый момент времени в карьере могут находиться К автосамосвалов, готовых к загрузке. Тогда число простаивающих машин («очередь заявок на обслуживание») равно К-М.
По формулам теории массового обслуживания можно определить вероятность того, что в любой момент времени в системе находятся К заявок на обслуживание, при условии, что известны величины и — соответственно плотность потока автосамосвалов, следующих на погрузку, и интенсивность погрузки в карьере при наличии М экскаваторов. Отсюда средние коэффициенты использования автосамосвалов и экскаваторов kэкс в течение смены определяются по формулам:
(9)
где — коэффициент использования автосамосвалов при заданном постоянном n; — характеристика карьера как системы массового обслуживания.
В формулах (9) величина Рn представляет собой вероятность того, что n автосамосвалов будут работать в карьере. По величине Рn равна Ps -вероятности того, что s автомашин находятся в ремонте или в ожидании ремонта. Величина Рs определяется из выражений:
(10)
(11)
где — коэффициент, равный отношению интенсивности потока отказов автосамосвалов к интенсивности их восстановления; Р0 — вероятность того, что в системе отсутствуют заявки.
Коэффициент характеризует техническое состояние автосамосвалов и уровень сложившейся организации технических процессов в карьерном автохозяйстве. По его величине определяют коэффициент технического использования автосамосвалов: .
Величина равна отношению времени работы самосвалак полному времени нахождения его в системе, с учетом времени на ремонт и на техническое обслуживание :
(12)
Практически коэффициент не зависит от режимов и времени нахождения автосамосвалов на линии, определяясь только уровнем организации и развития ремонтно-технической базы.
Рассмотренные методические принципы позволяют получить зависимость использования автосамосвалов и экскаваторов от ряда показателей системы, что в свою очередь дает возможность определять оптимальное число автосамосвалов на один экскаватор в смену с учетом возможностей ремонтной базы, т. е. в соответствии с уровнем технического использования автомашин. Данная методика не требует применения экономических показателей, поскольку оперативные организационные задачи решаются по критерию наилучшего использования оборудования.
В результате использования методики в условиях ряда карьеров и автохозяйств простои транспортных средств в очереди на погрузку в среднем сократились на 30%, сменная производительность автосамосвала увеличилась на 14%.