Горнодобывающее предприятие является не только собственно производственной, но одновременно и сложной транспортной системой, располагающей разветвленной сетью транспортных коммуникаций. Протяженность железнодорожных линий и автодорог горного предприятия может достигать нескольких сотен километров. При этом основную часть составляют временные, передвижные коммуникации, в особенности — на карьерах. Например, на железнорудных карьерах СССР в эксплуатации находится около 2000 км передвижных железнодорожных путей, которые ежегодно в среднем дважды переукладываются.
В этих условиях чрезвычайную важность приобретает организация строительства, содержания и переноса транспортных коммуникаций, а также ремонтов горных выработок, по которым они прокладываются (главным образом — для подземных предприятий).
Один из основных факторов, определяющих пространственные связи работ в карьере, — схема транспортных коммуникаций (железнодорожных путей и автодорог). При формировании технологических линий карьера и выборе схем путевого развития важную роль играет принцип прямоточности (один из элементов поточной организации производства), требующий, чтобы предмет труда проходил кратчайший путь в пространстве. Это предполагает такое размещение объектов, коммуникаций, оборудования на территории предприятия, которое исключало бы нерациональные (в частности, встречные) перевозки. Особенно важно выполнение этого принципа на крупных современных карьерах, горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатах при формировании их производственных связей между добычными подразделениями и потребителями ископаемого сырья.
Наиболее сложным и трудоемким комплексом работ по строительству и содержанию транспортных коммуникаций являются путевые работы при железнодорожном транспорте на карьерах. Они включают в себя: возведение и планировку земляного полотна, сборку рельсово-шпальной решетки, укладку и перемещение путей, их балластировку, выправление, рихтовку, текущее содержание и ремонт пути, а также сооружение, перенос и текущее содержание контактной сети. Организация всех этих работ основывается на следующих прогрессивных принципах:
максимальное совмещение во времени работ, выполняемых на смежных участках транспортной сети;
выполнение всех подготовительных и независимых работ (сборка рельсово-шпальных звеньев, их ремонт и т. д.) на стационарных пунктах, звеносборочных площадках и базах вне карьера;
максимально возможное повторное использование элементов путей при соответствующих восстановительных ремонтах;
оптимальное распределение средств механизации и рабочих бригад, занятых на этих работах;
использование наиболее эффективных схем строительства и переукладки передвижных путей на уступах карьера и отвалах.