В начале 90-х годов была поставлена задача перехода от плановой экономии к рыночной. Этот тот переход затянулся на долгие годы и продолжается до настоящего времени.
Переход к рыночным отношениям сделал необходимым проведение определенных реформ и преобразований как в целом по стране, так и в отдельных отраслях экономики, в том числе и на железнодорожном транспорте.
Как известно железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение для страны и его преимущества перед другими видами транспорта значительны.
Для реализации перехода к рыночным отношениям на железнодорожном транспорте было проведено многоэтапное реформирование, в результате этого в октябре 2003 года было создано ОАО «РЖД». Но этим не заканчивается структурная перестройка на железнодорожном транспорте.
Так в комплексе задач, стоящих перед ОАО «РЖД», одно из центральных мест занимает разделение монопольного и конкурентного секторов экономики. Для реализации поставленной задачи было принято решение о структурной перестройке путевых машинных станций. Концепция структурной перестройки путевых машинных станций предусматривает разделение функций основной структурной единицы – путевых машинных станций на эксплуатацию путевых машин на ремонте пути, с одной стороны, и ремонт и техническое обслуживание путевой техники – с другой.
Это предполагает создание эксплуатационных и ремонтных путевых машинных станций. Целью первого будет являться выполнение установленных ремонто-путевых работ, а целью второго является своевременный и качественный ремонт путевых машин и механизмов.
Разделение функций путевых машинных станций имеет ряд факторов в свою поддержку:
- реструктуризация путевых машинных станций является необходимым шагом в решении основной задачи структурной перестройки на железнодорожном транспорте в целом – разделение конкурентного и монопольного секторов.
- путевых машинных станций, став базовыми предприятиями по ремонту путевых машин и механизмов и попав в конкурентную среду, должна будут значительно повысить качество своих услуг.
Одно из важных направлении стратегии развития ОАО «РЖД» — реализация эффективной системы бюджетирования на железнодорожном транспорте, направленной на получение действенной системы корпоративного управления всеми видами ресурсов Компании.
В связи с этим в бюджетном планировании все больше внимания уделяется разработке экономически обоснованных нормативов. В процессе выполнения плана акцент делается на обеспечении контроля за целевым использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, заложенных в бюджетах. Создаются все необходимые условия для своевременного принятия эффективных управленческих решений, способствующих устранению существенных отклонений фактических показателей от плановых (нормативных). Такой подход позволяет добиваться наилучшего использования ресурсов и обеспечивать должное качество выполнения работ (оказания услуг). Бюджет становится основным инструментом управления предприятием, обеспечивающим руководство полной, точной и своевременной информацией. Оно позволяет сделать отрасль более конкурентоспособной и безопасной, за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и средств технологического оснащения производства.
По мере становления рыночной экономики возрастает значение проблемы повышения производительности труда и эффективности производства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что решение этой проблемы возможно лишь на основе научно обоснованного управления трудом. Главная цель такого управления — установить, с одной стороны, необходимые затраты труда в процессе производства, а с другой — пути их эффективного снижения.
Научно обоснованное управление трудом включает в себя три взаимосвязанные проблемы: организацию труда, нормирование труда и организацию оплаты труда. Высокий уровень использования труда возможен лишь при высокой его организации. Высокий уровень организации труда создает условия для применения прогрессивных норм труда, и наоборот, плохая организация труда не позволяет применять нормы труда.
В условиях рыночной экономики предприятия поставлены в такие условия, когда они заинтересованы в эффективном и высокопроизводительном труде. Прибыль, полученная коллективом, становится главным источником производственного, технического и социального развития предприятия, усиливает зависимость оплаты труда от его конечных результатов.
Организация высокоэффективного труда обусловливает необходимость глубоких и систематизированных знаний специалистов в области организации труда. Имеется в виду: рационализация индивидуальных и коллективных трудовых процессов, их оснащение и обслуживание; улучшение условий труда; рост квалификации кадров, улучшение технического нормирования, материального и морального стимулирования работников.
При изучении организации труда, проектировании и внедрении его мероприятий следует особо учитывать их значение как фактора экономического роста, определяющего условия сохранения здоровья трудящихся, повышения их работоспособности, привлекательности труда как формы развития современных производственных отношений.
Нормирование труда и его организация играют решающую роль в повышении производительности труда — важнейшего фактора снижения себестоимости продукции и роста массы прибыли. В условиях жесткой конкуренции выигрывает предприятие, где организация труда и производства достигает более высокого уровня. Иначе говоря, в современных условиях нормирование труда играет важную роль в экономике, так как является инструментом планирования, учета и анализа трудозатрат и соответственно издержек предприятия. Применение норм труда ведет к сокращению расходов на продукцию и к экономному использованию рабочего времени, что влияет на антизатратный характер производства и, конечно, на рост прибыли.
Таким образом, нормирование труда помогает совершенствованию показателей труда и заработной платы (в том числе повышения производительности труда, улучшения системы мотивации труда, повышения работоспособности персонала), определении оценки труда каждого работника, что в свою очередь необходимо для эффективной работы любого линейного предприятия ОАО “РЖД”.