К проблеме создания глоссария по наскальному искусству

В последнее время исследователи наскального искусства все острее осознают необходимость использования общих терминов. Эта потребность объясняется прежде всего тем, что основные понятия чаще всего заимствуются ими из искусствоведческой науки. Отчасти это вполне объяснимо, так как в работе с петроглифами неизбежно использование таких терминов, как стиль, образ, сюжет, стилизация, композиция и многих других, вполне обычных в искусствоведческих работах. Но сами эти дефиниции в смежных дисциплинах порой используются некорректно, поэтому способны ввести в заблуждение как читателя, так и самого исследователя. Порой автор, употребляя тот или иной термин, вкладывает в него совсем не тот смысл, какой улавливает читатель. Кроме того, исследователи нередко по-разному называют один и тот же объект исследования, а нередко грешат «жаргонизмами», о чем уже не раз отмечалось в научной литературе.

Таким образом, назрела необходимость создания глоссария с терминологий, которой будут оперировать большинство ученых.

Можно наметить два пути решения данной проблемы. Первый – создание в научных публикациях небольшого словаря. Так предлагает поступать Е.Ф. Королькова в своей работе «Зверинный стиль Евразии: искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приуралья в скифскую эпоху (VII – IV вв. до н. э.)» и аргументирует это следующим образом: «Желательно сопровождение исследовательских работ по крайне мере авторским пояснением собственной трактовки использованных дефиниций или небольшим словарем, которые избавят автора от опасности быть неверно понятым, а читателя от необходимости гадать, какой смысл вкладывается в термин в конкретном случае». Такой подход, по ее мнению, позволяет добиться определенного результата в устранении спорных моментов, связанных с терминологией.

Второй путь решения проблемы – это попытаться создать глоссарий, в котором можно было бы обобщить многозначность понятий и терминов в единое определение. При создании такого глоссария необходимо в первую очередь учитывать «принцип иерархии значимости терминов». Т. е., создать универсальный словарь, который станет неотъемлемой частью каждой исследовательской работы. По мнению Е.Ф. Корольковой, такая задача представляется невыполнимой. Она утверждает следующее: «Выработка однозначных дефиниций невозможно».

Прежде всего, следует учитывать, что сколько бы ни использовали исследователи в своих работах «небольшие словари», это не решило бы проблемы. На наш взгляд, создание глоссария является задачей чрезвычайно важной и полезной, и предпринимать такие попытки, несмотря на провозглашение невозможности выработки однозначной терминологии, необходимо.

В очередной раз с проблемой создания глоссария столкнулись разработчики сайта «Наскальное искусство России», рассчитанный не только на специалистов, но и на рядового читателя. Встал вопрос, а нужен ли такой глоссарий для подобного Интернет-ресурса? Автор данной публикации считает, что да, при наличии такого глоссария любой пользователь при желании может получить необходимую информацию, не прибегая к дополнительным источникам информации.

Наскальное искусство
Наскальное искусство

В качестве примера работы над созданием глоссария рассмотрим один из терминов – «петроглиф». Следует отметить, что в литературе, связанной с изучением наскального искусства, наиболее часто употребляемые термины – петроглиф и наскальные рисунки (изображения).

Как известно, термин петроглиф дал название направлению в археологии – «петроглифоведение». Подчеркнем, что до сих пор нет единого мнения и относительно этого производного слова, у которого заимствован корень. В науке встречаются и другие определения – «пиктопетроглифология». Впервые этот термин, был предложен О. Одаком, в котором, он говорил, что предметом изучения являются и петроглифы, и росписи.

«Археологический словарь» трактует термин «петроглиф» (от греч. petros – камень и glephe – резьба: анг. petroglyph) как наскальный рисунок или надпись М.А. Дэвлет отмечает, что этот термин заимствован из научной литературы Запада и в строгом смысле должен означать выбитые изображения в противоположность терминам «писаницы» и «росписи». Е. Г. Дэвлет считает, что термин «петроглиф» — выбитые, выгравированные, прошлифованные фигуры и знаки.

Научная литература свидетельствует о том, что точного определения, которое бы характеризовало его со всех сторон, как такового нет. Каждый из трех выше указанных толкований охватывает какую-то одну сторону. Так, в «Археологическом словаре» дается этимологическое описание; М.А. Дэвлет предлагает историческую справку этого термина.

Безусловно, каждая из приведенных трактовок дает правильное толкование, но для точного и верного определения термина «петроглиф» надо соединить все понятия в один общий термин.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector