Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов путевой машинной станции «N»

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» грузоподъемные машины относят к опасным производственным объектам (ОПО). Функции надзора за  состоянием данных ОПО осуществляет Федеральная Служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ), а на железнодорожном транспорте функции надзора выполняет Госжелдорнадзор.

Основными документами, оговаривающими устройство и безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов (машин), являются “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)” (ПУБЭ грузоподъемных кранов (машин) с дополнениями и изменениями к ним, “Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98”.

            Производственное оборудование, применяемое при погрузочно-разгрузочных  и транспортных работах, должно быть безопасным при монтаже, эксплуатации, ремонте, при использовании отдельно или в составе комплексов и технологических систем. Общие требования безопасности, предъявляемые к подъемно-транспортному оборудованию, определяются ГОСТ 12.2.003., “Правилами устройства электроустановок”.

         Разработку нормативной документации на грузоподъемные машины осуществляют головные научно-исследовательские организации. Разработку проектов на изготовление грузоподъемной машины должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие разрешение (лицензию) ФСНТ (Ростехнадзора).

«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)” (далее Правила) устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, крановых путей, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

За качество проекта, изготовления, монтажа, реконструкции, ремонта подъемных сооружений, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, лифтов, а также за соответствие их Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.

Подъемные сооружения и их узлы, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям Правил. Организация (заказчик) перед заключением контракта на поставку грузоподъемных машин,  из-за рубежа должна получить от сертификационного центра Ростехнадзора (ФСНТ) сертификат о соответствии машин Правилам. Паспорт, инструкция и другая эксплуатационная документация, поставляемая с грузоподъемной машиной должны быть переведены на русский язык, и соответствовать требованиям Правил. Копия сертификата должна быть приложена к паспорту грузоподъемной машины.

Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям.

Электрическое оборудование грузоподъемных машин их монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям Правил устройств электроустановок.

Стреловые самоходные, железнодорожные и прицепные краны, краны-эскаваторы, башенные и портальные краны должны быть устойчивы в рабочем и нерабочем состоянии.

Расчет устойчивости грузоподъемной машины должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная  устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

Реконструкция кранов с применением сварки, а также ремонт и наладка приборов безопасности должны производиться организациями, имеющими разрешение (лицензию) ФСНТ. Разрешение на производство таких работ выдается в порядке, установленном РД 10 – 08 Госгортехнадзора России.

Предприятия, занимающиеся изготовлением, ремонтом, монтажом подъемных механизмов, должны пройти сертификацию согласно положению о сертификации подъемных сооружений.

Разрешение на пуск в работу подъемного механизма, подлежащего регистрации выдается инспектором Госжелдорнадзора ФСНТ на основании результатов технического освидетельствования, проведенного владельцем. При этом инспектор проводит контрольную проверку состояния подъемного механизма и кранового пути, а также системы организации на предприятии надзора за подъемными механизмами и их обслуживанием.

О предстоящем пуске в работу подъемного механизма руководитель обязан уведомить инспекцию (инспектора) ФСНТ  не менее чем за 5 дней.

Разрешение на пуск в работу подъемного механизма выдается ответственным работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемной машины и обеспечения безопасных условий ее работы.

Разрешение на пуск в работу, не подлежащего регистрации в инспекции ФСНТ, выдается ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией подъемного сооружения на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

Разрешение на работу подъемных сооружений, подлежащих регистрации в инспекции ФСНТ, записывается в паспорт инспектором ФСНТ, а других подъемных сооружений – ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений.

Разрешение на эксплуатацию съемных грузозахватных приспособлений и тары записывается в журнал их учета и осмотра лицом, выдавшим разрешение.

Разрешение на пуск в работу башенного крана при каждой его перестановке выдается инспектором ФСНТ на основании актов, подтверждающих выполнение работ по монтажу крана и подкранового пути в соответствии с Инструкцией по монтажу и Проектом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector