энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих повышения жизненного уровня народа

В системе национальной безопасности России энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих повышения жизненного уровня народа, государственного и территориального суверенитета, обеспечения стабильного и независимого развития экономики.

            Россия располагает крупными запасами энергетических ресурсов. В нашей стране имеются все предпосылки для развития национального топливно-энергетического комплекса, базирующегося в течение обозримой перспективы на собственных энергетических ресурсах. Однако нельзя не отметить, что и нам приходится сталкиваться в данной области с новыми проблемами. Они связаны с разрастанием затрат на добычу топлива, необходимостью разработки новых, относительно более труднодоступных месторождений. Произошедшие в России изменения экономических отношений потребовали изменения подхода к энергопроизводству и энергопотреблению. Век безрассудного, безоглядного владения дарами недр земли ушел в прошлое.

Высшим приоритетом энергетической политики России, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года №472 и программным документом «Энергетическая стратегия России», одобренным Правительством Российской Федерации, признается наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями и созданием надежной сырьевой базы российского топливно-энергетического комплекса повышение эффективности использования топлива и энергии и создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития.

            Недостаточная эффективность использования энергии отнимает крайне необходимые как отдельному региону, так и стране в целом финансовые средства, увеличивает загрязнение окружающей среды и сокращает долю энергетических ресурсов в экспорте страны, снижает общую эффективность экономики.

            Эффективность использования топлива и энергии в России существенно ниже, чем в экономике Запада. Это частично происходит благодаря структуре Российской экономики, в которой доминируют энергоемкие отрасли, такие как металлургия, машиностроение, переработка сырья. Однако основной причиной высокого потребления энергии в России является неэффективное использование энергии во всех секторах экономики.

            В настоящее время энергоемкость ВВП России в 3-3,5 раза выше, чем в США и странах Западной Европы. Несмотря на разницу в оценках, отечественные и зарубежные эксперты единодушны в том, что потенциал энергосбережения в России огромен и составляет 40-45% от настоящего уровня потребления топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР). Выявление возможности экономии энергии существуют во всей российской экономике – энергетическом и промышленных секторах (около одной трети в каждом), жилищно-коммунальном секторе, на транспорте.

            Именно поэтому одной из важнейших задач является создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития, повышение эффективности использования ТЭР и структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса.

            Энергетическая политика РФ реализуется на федеральном и региональных уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативно-правовых актах и предусматривает сосредоточение основной работы по использованию потенциала энергосбережения в регионах.

            Процессы расширения экономической самостоятельности территориально-государственных образований с развитием реформ активизируются. В этих условиях региональная энергетическая политика призвана в значительной степени облегчить реализацию выбранной Энергетической стратегии. Залогом успеха региональной энергосберегающей политики является наличие нормативно-правовой базы ее реализации.

Данная работа есть целостная система нормативно-правовой базы энергосбережения на региональном уровне. Из четырех уровней нормативной базы (федеральная, региональная, муниципальная, предприятия любой формы собственности), регулирующих вопросы энергосбережения  и функционирования энергетического рынка на стадии производства, потребления, распределения энергоресурсов  в соответствии с техническим заданием предусмотрено рассмотрение предложений только региональной базы. В положениях действующего федерального законодательства региональная база исчерпывает свои возможности к развитию, так как может войти в противоречие с федеральной. При возникновении каких либо новых федеральных законов в сфере производства, распределения и потребления энергоресурсов возникнет необходимость в дополнении или корректировке. Примером корректировки может служить внесение изменений и дополнений в два основополагающих закона нормативно-правовой базы энергосбережения Томской области «Об энергосбережении на территории Томской области» и «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области», имеющихся в данной работе. Объективная необходимость внесения изменений изложена в аннотациях к этим Законам.

В региональном центре управления энергосбережения разработана муниципальная нормативно-правовая база в области энергосбережения (в том числе для ЗАТО), которая прошла экспертизу на международном уровне в рамках программы «Tacis» Восточные энергетические центры и в Главгосэнергонадзоре Минэнерго и была рекомендована в качестве типовой для распространения на другие регионы России. Более того, выполнены разработки по нормативной базе на уровне предприятий (АО Томскэнерго, ОАО Томскгазпром, ОАО Томскнефть ВНК и др.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector