Закон Томкой области «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области» был принят Государственной Думой Томской области 2 июля 1998 года. Закон устанавливает организационные, правовые и экономические условия обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией на территории Томской области:
- основные принципы территориальной политики в сфере энергосбережения;
- права и обязанности потребителей и энергоснабжающих организаций на обеспечение электрической и тепловой энергией (мощностью);
- полномочия органов государственной власти Томской области;
- правовые основы развития областного (потребительского) рынка тепловой и электрической энергии (мощности);
- государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;
- полномочия Региональной энергетической комиссии;
- государственный энергетический надзор в Томской области.
Принятие Закона существенно дополнило формируемую нормативно-правовую базу.
Однако с момента принятия закона произошло изменение правовой базы функционирования Региональной энергетической комиссии. РЭК Томской области получил статус юридического лица, в результате чего возникло много противоречий между участниками системы энергообеспечения области и РЭК по формированию тарифов и их правомочности. Кроме того, существующая система тарифной политики содержит массу противоречий как с федеральным, так и региональным законодательством, ведет к перекрестному финансированию и частично к завышению тарифов.
Разработана и утверждена Правительством Томской области Концепция энергетической безопасности Томской области. В области начали функционировать независимые производители энергии.
Существующая схема электро- и теплоснабжения содержит огромное количество перепродавцов, которые, получая по договору энергию от энергоснабжающих организаций (в частности ОАО «Томскэнерго»), не оплачивают им за потребленную энергию в полной мере.
Хотя по сути постановка вопроса правильная, существующие приказы по РАО «ЕЭС России» на отключения неплательщиков, во-первых, не определяют схему отключений при наличии перепродавцов, а, во-вторых, имеют множество противоречий с законодательством, договорами и обязательствами на энергоснабжение (особенно при наличии посредников), что ведет к неправомерным действиям всех участников энергоснабжения и, как следствие, к созданию социальной напряженности.
Все это послужило основой для существенной корректировки Закона «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области», который одновременно, по представлению разработчиков, является первым вариантом Закона «Об энергетической безопасности региона» под единым условным названием Закон Томской области «Об обеспечении электрической и тепловой энергией потребителей Томской области (об энергетической безопасности Томской области)».
В новой редакции Закона в части общих положений уточнены и значительно расширены термины и определения (конечный потребитель, энерготранспортная организация и др.).
Сформирован блок статей – областная система энергообеспечения, в которой определены субъекты системы энергообеспечения Томской области, их права и обязанности, ответственность участвующих в системе энергообеспечения.
Для гарантированного обеспечения потребителей электрической (тепловой) энергией и создания равных условий субъектам системы энергообеспечения для производства, передачи и распределения энергии на территории Томской области формируется региональный (потребительский) рынок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), регулируемый государством. Законом обозначены условия для функционирования такого рынка.
В новую редакцию Закона включен расширенный раздел по тарифной политике, который в принципе мог бы стать отдельным Законом, однако принятие его в форме дополнений так же ускоряет принятие необходимой законодательной базы.
В новой редакции Закона образован блок статей – финансово-хозяйственный механизм обеспечения электрической и тепловой энергией потребителей.
Впервые электрическая и тепловая энергия рассматривается как товар, который является собственностью энергоснабжающей организации. Уточнены договорные отношения между субъектами областной системы энергообеспечения (субъектами рынка).
Отдельная статья посвящена энергетическим и финансовым потокам в системе энергообеспечения области – полностью ликвидируются перепродавцы, каждый участник процесса энергообеспечения выполняет только ту функцию, на которую у него имеется лицензия. Все финансовые потоки от потребителей идут только энергоснабжающим организациям с компенсацией затрат муниципальным и другим организациям за транспорт энергии от энергоснабжающей организации к потребителю.
Обеспечивается энергетическая безопасность как области в целом, так и каждого потребителя и гражданина в частности.
Разработка подобного комплексного Закона осуществлена в первые в Российской Федерации.
Закон принят Государственной Думой Томской области 21 июня 2001 года (Постановление №904).
Текст Закона приведен в Приложении.