В декабре прошлого года в Москве по инициативе Национального фонда подготовки кадров состоялась итоговая конференция по проекту «Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе». Основанием для исследования послужило понимание того, что участие России в формировании Европейского пространства высшего образования требует системных усилий вузов по всем направлениям. В проекте приняли участие более 50 экспертов из вузов России от Калининграда до Владивостока, более 15 вузов и организаций участвовали в проекте в качестве соисполнителей (из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов). В ходе конференции были обсуждены результаты разработок инструментов и методик мониторинга, созданных ведущими российскими вузами.
Во вступительном слове Ф.Ф. Дуды- рев, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России, сказал, что система образования постепенно выходит на ту дорогу, на которой Болонский процесс перестает быть занятием группы ректоров, увлеченных этой идеей, и становится достоянием общественности. Эту мысль конкретизировала И.В. Аржанова, заместитель исполнительного директора Нацио- нальнго фонда подготовки кадров, рассказав о работе Фонда.
И.В. Аржанова пояснила, что НФПК в этом году принял участие в развитии федеральной программы развития образования и выиграл несколько конкурсов. В рамках инновационного проекта Фонд апробировал следующие направления. Во-первых, сетевой подход с привлечением соисполнителей. Во-вторых, экспертное сопровождение проекта. Фонд постарался по максимуму привлечь экспертов из российских вузов, участвующих в осуществлении Болонских положений в России, и тех, которые не участвуют, но имеют практический опыт. Все исследования были нацелены на системный результат, международный опыт и опору на российские приоритеты.
- В первую очередь мы ориентировались на план реализации Болонских соглашений в России, утвержденный министерством, — сказала И.В. Аржанова, — и брали во внимание опыт наших экспертов, которые участвуют в заседаниях международных рабочих групп и знают, какие тенденции сегодня наиболее актуальны, какие приоритеты мы должны поставить в связи с тем, что в 2007 году предстоит отчитываться перед международным сообществом.
Направления, апробированные в рамках проекта:
- реализация совместных международных программ;
- мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе;
- сетевое взаимодействие вузов, участвующих в координационной деятельности на основе инновационно- коммуникационных технологий (ИКТ);
- разработка организационных и финансовых схем поддержки академической мобильности.
К основным результатам осуществления проектов можно отнести апробацию механизма взаимодействия вузов по тематике Болонского процесса, а также реализацию общероссийского подхода к проведению мониторинга. В дальнейшем работа будет строиться с опорой на сформированную сеть вузов и аккумулирование результатов в единой базе данных.
Как заметила начальник отдела Департамента государственной политики Министерства образования и науки Российской Федерации Н.М. Розина: «Чтобы двигаться дальше, нужно знать, чего мы достигли».
— Мы получили интересные данные о том, почему закрываются совместные программы, — продолжила свое выступление Нелли Михайловна. — Основная проблема — недостаток финансовых ресурсов. Но есть и другие, «мягкие» факторы. Это отсутствие коммуникативных навыков у руководителей программ и нормативные проблемы. Наконец, учебные заведения, которые не имеют опыта международного сотрудничества, но хотели бы работать в этом направлении. Например, по совместным валидирован- ным программам и реже франчайзингу. К слабым сторонам можно отнести и то, что наши вузы работают в одиночку. Для продвижения российских образовательных программ (услуг) у нас не хватает
структур типа Британского совета (Великобритания), DAAD (Германия). Результаты социологического исследования в рамках проекта показали, что, к сожалению, пока совместные программы концентрируются в московских вузах. 40% совместных программ составляют магистерские курсы. Это наиболее для нас сложный тип программ, и здесь очень важны новые педагогические технологии, новые системы оценки качества. Есть очень интересные примеры известных вузов, которые говорят о том, что они вынуждены были в течение пяти лет отовсюду, со всего города приглашать в свой вуз преподавателей английского языка, закупать оборудование, чтобы потом создать несколько совместных программ. Естественно, это также не было предусмотрено бюджетом, и ректорат самостоятельно изыскивал средства.
Второй не менее важной проблемой является недостаток опыта налаживания международного сотрудничества. К сожалению, многие университеты не знают, как это нужно делать. Если мы вспомним о задачах создания конкурентоспособных программ на английском языке, то проблемой является незнание иностранного языка российскими преподавателями. И, конечно же, общая проблема — влияние политической и экономической ситуации. На семинарах выяснилось, что в 1998 году было разрушено огромное количество совместных программ, потому что вузы просто не смогли выполнить свои финансовые обязательства перед зарубежными партнерами.
Вузы, участвующие в международных семинарах, проявляют интерес к механизму реализации совместных программ на основе опыта вузов-участников, который представлен в исследовании. Результаты поразительные. Осведомленность о системах качества даже в этих продвинутых вузах крайне низкая. Мало кто знает о требованиях ENQA, конкурсе Министерства образования и науки, о системе Total Quality Management. Один из выводов этого исследования заключается в том, что лишь в 40% вузов уже созданы специальные требования к качеству.
Детально на вопросе выполнения совместных образовательных программ остановилась Е.А. Карпухина (проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ). По ее словам, спецификой проекта явилась комплексность, нацеленность и на исследование тематики международного образования, и на немедленное транслирование результатов исследования в вузовское сообщество. Совместные образовательные программы (СОП) отличаются тем, что разработаны несколькими вузами, пребывание студентов в вузах-участниках имеет сравнительно одинаковую продолжительность, периоды обучения и экзамены признаются полностью и автоматически, преподаватели каждого из вузов-участников совместно разрабатывают учебные планы, участвуют в экзаменационных комиссиях. По завершении программы студенты получают национальные сертификаты каждого вуза-участника или им присуждаются совместные дипломы. По результатам социологического исследования в рамках проекта наиболее распространенными специальностями совместных образовательных программ являются экономика, менеджмент, деловое администрирование (20%), инженерные специальности, IT, компьютерные и телекоммуникационные технологии (11%), социальные науки, история, педагогика (9%). Странами-партнерами часто являются Германия, Великобритания, Франция, США, Китай. Большинство совместных программ завершается выдачей двух дипломов, небольшая часть — выдачей зарубежного диплома с указанием места обучения (российский университет). Показатель по объему совместных программ в московских вузах в 1,5 — 2 раза выше, чем в среднем по России.
Территориальное распределение вузов, участвующих в разработке совместных образовательных программ: 35% составляют московские вузы; 20% — санкт-петербургские вузы; 45% — региональные вузы.
Торговля услугами высшего образования имеет свои плюсы и минусы. К неоспоримым преимуществам этого процесса можно отнести позитивный импульс увеличения притока иностранных учреждений высшего образования в те страны, где собственные возможности в данной сфере недостаточны. К отрицательным моментам можно отнести тот факт, что либерализация может поставить под удар важные элементы обеспечения качества, возникнет «монополия» на лучших студентов и наиболее прибыльные программы.
На основании исследования можно сделать некоторые выводы. Безусловным плюсом является то, что Россия имеет большой потенциал перспективного игрока на рынке образовательных услуг. Тем более, что процесс создания совместных программ дает бесценный опыт и серьезные результаты, в том числе и для осмысления целей и инструментов Болонского процесса. Проект еще раз подчеркнул наличие основного, человеческого капитала российских вузов. Однако исследование наводит и на некоторые размышления. Например, о том, что Россия пока выступает на стороне спроса, а не предложения. Инициатива в создании совместных программ, за редким исключением, по-прежнему на стороне зарубежных университетов. Отсутствует академическая, правовая, организационная инфраструктура программ, а также какая-либо поддержка со стороны государства. Риторическим остается вопрос: Россия — равноправный партнер или периферия мирового образовательного пространства?
В материалах конференции содержатся подробные рекомендации и предложения по выработке механизмов продвижения российского образования на мировой рынок, созданию нормативной базы, системы информирования, лицензирования и регистрации поставщиков образовательных услуг.