Под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп.
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента.
К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:
— умение определить, что общение стало предконфликтным;
— стремление понять позицию оппонента;
— снижение агрессивности;
— умение оценивать свое психическое состояние;
— готовность к неконфликтному решению проблем;
— умение не ждать от окружающих слишком многого;
— искренняя заинтересованность в партнере по общению;
— конфликтоустойчивость и чувство юмора.
Зная основные причины конфликтов и правила поведения в конфликтных ситуациях возможно оказать реальную помощь спорящим сторонам.
Следование рекомендациям по предотвращению конфликта поможет избежать возникновения конфликтной ситуации, а при ее появлении поможет конструктивно ее разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.