Сценарий, как комплексная программа организаций праздничных форм культуры

  1. Определение сценария – проблема
  2. Типы сценариев
  3. Сценарий как педагогическая программа

«Театрализованное представление по общепринятым понятиям несет в себе драматическую основу. К специфическим особенностям относятся публицистичность и документальность. Главным же свойством сценария театрализованного представления является характер выявления конфликта через композицию, выстроенную на основе действия. Соответственно создание сценария театрализованных представлений и праздничных форм — трудный многоэтапный процесс, включающий различные аспекты творческой деятельности и сценариста, и режиссера». Такого представление о театрализации Массарского.

И действительно, создание сценария театрализованного представления требует определенной методики. Поэтому мы рассматриваем сценарий как комплексную программу организаций праздничных

форм культуры.

Многие авторы, рассматривая сценарий, стремятся наделить его признаками определенного рода, вида. По существу попытки определить понятие сценарий сводится к обозначению его формы, не затрагивая практически процесс его создания. Исследователи говорят о процессе создания сценария как о технологии, выделяя этапы, последовательность работы над ним. Сам же технологический процесс не имеет четкого адекватного терминологического определения. В связи с чем возникает определенная трудность в определении самого понятия сценарий. Д.М.Генкин считает, что «сценарий — это подробно литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия». А.И.Чечетин определяет сценарий как «особый вид литературы, имеющей… общие черты с драматургией театра, кино, телевидения и радио». М.И.Маршак в работе «Клубный сценарий», рассуждая о творческом процессе создания сценария, как о комплексной программе, не дает определения «сценария» вообще. И.М.Туманов определяет сценарий как организационный план. В учебнике «Клубоведение» под сценарием понимается подробная литературная разработка массового мероприятия. В кратком словаре литературных терминов дано следующее определение сценария: Сценарий — это краткое изложение сюжетной канвы, пьесы без диалогов и монологов. Определен состав действующих лиц, порядок их появления на сцене, основные моменты действия.

Мы же, в сценарной практике праздничных форм культуры пользуемся определением Литвинцевой: Сценарий — это особым образом организованный разнородный материал (стихи, музыка, факты жизни, плакаты…), цель которых вовлечение зрителя в действие с заранее запланированным результатом. Предлагается рассматривать этот технологический процесс работы над созданием сценария, как интерпритацию документального и художественного материала. Соответственно сценарий — это ПРОДУКТ ИНТЕРПРИТАЦИИ.

В художественной деятельности интерпретация имеет место при творческом использовании ранее созданного: в трансформациях фольклорных текстов, литературных обработках мифов и преданий, при переводческих перестройках текстов, предложений и переделках, характерных для древней средневековой литературы, а также в новейших адаптациях литературных памятников, в стилизациях и пародиях, заимствованиях и подражаниях.

В теории сценарного мастерства используется понятие СЮЖЕТ, который предполагает ход событий, развитие действия, форму анализа предмета, в котором снуются положения — мотивы, характеры, последовательность событий, композиция, ход повествования событий. В сценарии праздничных форм культуры сюжет — это, прежде всего, сюжетный ход, объединяющий в единое целое все эпизоды сценария. В основе сюжет» лежит изображение противоречий, возникающих в действительности. В одних случаях запечатлевается момент их наибольшего обострения и выражения — конфликт, в других показывается как, отношение между противостоящими друг другу силами, еще не вылившиеся в открытое столкновение. Отсюда следует, что сюжетный ход, связывая между собой эпизоды сценария единым действием, выстраивает это действие и развивает его как разрешение конфликта.

Существует несколько типов сценария:

  1. Массовые театрализованные праздники и представления, ориентированные на открытую площадку, присутствие как художественного, так и не художественного элемента и рассчитанные на минимальное наличие импровизации.
  2. Театрализованные представления и театры малых форм, рассчитанные на закрытое помещение и наличие худ. и не худ. элемента. И не рассчитанные на игровой элемент и импровизацию.
  3. Малые вечера о реальных людях и событиях, проводящиеся в закрытом помещении как со сценой, так и без с наличием худ. и не худ. элемента и с минимальным импровизационном моментом.
  4. Досуговая программа

а) эстетического характера

б) развлекательного характера

в) общение.

Все  три разновидности 4го типа ориентированны на закрытую площадку, на максимальное использование игрового и импровизационного элемента и на максимальную трансформацию сценария в ходе мероприятия.

Сравнительная табл. По Литвинцевой:

Типы Навыки какой профессии необходимы Место проведения Наличие худ. и вне худ. элементов Наличие игрового элемента Наличие импровизации Изменение сценария в ходе проведения мероприятия
1 1.Режиссер

Драматург

Художник

Под открытым небом Худ. – самое важное образ среднее Мин.текст произнесен так как написан Среднее

 

 

 

2 1.Драматург

Режиссер Художник

З  п

А  о

К  м

Р  е

нет нет нет
3 1.Журналист

Режиссер

Ы  щ

Т  е

Вне худ. средства, факты важны мин нет мин
4 1.Искусствовед

Драматург

1.культорганизатор Драматург

1. Психолог

Драматург

О  н

Е  и

е

Худ.

 

Вне худ.

 

Вне худ.

Среднее

 

Макс

 

Макс

 

Среднее

 

Макс

 

Макс

 

Макс

 

Макс

 

Макс

 

Все 4 типа обладают такими характерными признаками, как наличие хода и приема; создание действенной ситуации и использование монтажа, как способа организации разнородного материала.

Сценарий праздничных форм культуры в любой его разновидности, на любой площадке всегда имеет два аспекта — художественный и психолого-педагогический, которые программируют не только выстраивание материала, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведение. А.А.Конович в своей монографии » Театрализованные праздники и обряды в СССР» совершенно справедливо подчеркивает, что » В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера…, а есть художественно-организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое чрезвычайно сложное явление искусства». Анализ опыта позволяет выделить основные отличительные особенности сценария праздничных форм культуры, как области такой художественно-педагогической деятельности.

Отличительной особенностью сценария праздничных форм культуры является то, что он носит активный характер, построен на реальных действиях самой массы, то есть предусматривает не только организацию материала, но и организацию аудитории. И если сценарий рассматривать как педагогическую программу, воздействующую на аудиторию, она имеет структуру (пролог, основную часть, эпилог), имеющую педагогические функции: концентрирование внимания аудитории на актуальности темы; постановка современной проблемы; обозначение пути ее решения. Педагогическая цель сценария является одновременно и его идеей. Идея обеспечивает единство всех элементов структуры и определяет выбор материала для эпизодов. Педагогическая направленность сценария в виде идей обеспечивает внутреннее смысловое единство содержания и формы сценария, то есть является его смысловым стержнем.

По своей художественной природе любое театрализованное действие — это высокая идея, выраженная в яркой образной форме. При этом образное решение, выступающее в качестве сюжетного хода, превращает сценарий в определенный способ обработки социальной информации и донесение эстетических ценностей до масс. Но что бы достигать этой цели необходимо использовать сценарий, как комплексную программу организации праздничных форм культуры, которая создается по определенным сценарным

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector