Особенности ценообразования в горной отрасли

Ценообразование на продукцию горных предприятий имеет ряд особенностей. Они являются следствием характера горно-добывающего производства. Основные из них следующие.

  1. Горно-добывающие отрасли промышленности характеризуются наличием значительного количества однотипных предприятий, добывающих продукцию одинакового назначения и работающих в индивидуально присущих ему горно-геологических и климатических условиях. У предприятий различна величина запасов полезного ископаемого, мощность разрабатываемых пластов, различна глубина разработки, угол падения пластов, обводненность, загазованность месторождения; различна крепость вмещающих пород и т.п. Следствием этого являются существенные различия в издержках производства конкретных предприятий на добычу практически одинаковой продукции.

Помимо различий в условиях добычи, полезные ископаемые отличаются своим качеством. Причем взаимосвязи между условиями добычи и качеством продукции не прослеживается

Изложенные обстоятельства усложняют ценообразование на продукцию горной промышленности.

  1. Особенностью промышленности является то, что ее предприятия разрабатывают невозобновляемые запасы полезных ископаемых По мере выемки запасов необходимо расходовать материальные, трудовые и денежные ресурсы для поиска и разведки новых месторождений полезных ископаемых, расположенных зачастую уже в более отдаленных районах и имеющих более сложные условия залегания. Все это приводит к дополнительным затратам, росту издержек производства и усложнению формирования цен.
  2. Горная отрасль обеспечивают национальную экономику страны материальными и топливно-энергетическими ресурсами. В силу этого уровень и оптимальность цен на различные виды продукции оказывают непосредственное влияние на уровень тарифов и цен на электроэнергию, тепловую энергию, металл, металлоизделия, строительные материалы, на продукцию химической промышленности и многих  других отраслей.

Добываемые предприятиями угольной промышленности угли существенно разнятся как по своим потребительским качествам, так и по назначению использования.

По своему назначению угли в основном подразделяются на энергетические и коксующиеся. Причем коксующиеся угли, потребляемые металлургией, в принципе также могут быть использованы для энергетических целей, хотя это экономически и нецелесообразно, поскольку коксующийся уголь более дорог и ряд его марок является дефицитным.

Среди углей различают антрациты, каменные и бурые угли. Каменные угли подразделяются на 14 марок, различающихся своими качественными свойствами.

Каждая марка угля подразделяется на 6 классов в зависимости от размера кусков: первый — от 0 до 6 мм — штыб; второй — от 6 до 13 мм — семечко; третий — от 13 до 25 мм — мелкий класс; четвертый — от 25 до 50 мм — орех и пятый — от 50 до 100 мм — крупный класс; шестой класс — свыше 100 мм — плита. Более крупные классы углей ценятся дороже.

Все разнообразие угольной продукции различается по своей теплоте сгорания, наличию золы, серы, влаги. Это основные параметры, характеризующие качество угля. Они являются основой при установлении цен на конкретные марки углей.

В угольной промышленности функционируют свыше 30 объединений(холдинговых компаний), каждое из которых включает в себя до десяти, а иногда и более угольных шахт и разрезов. Сбыт продукции производится объединением по единым для него ценам. Учитывая, что индивидуальные цены различных предприятий компании различны, они реализуют свою продукцию, как правило, по средним ценам, определяемым на основе средней себестоимости по объединению (холдингу, концерну ) и нормальной величины прибыли. При этом некоторые предприятия объединения будут иметь повышенный размер прибыли, а некоторые — пониженный. Это положение регулируется использованием внутрифирменных расчетных цен, с помощью которых сбытовая организация объединения рассчитывается с каждым предприятием. Расчетные цены обеспечивают каждому предприятию объединения компенсацию всех его издержек производства и получение нормальной прибыли. Объединение выступает в качестве регулятора и перераспределителя финансовых потоков, обеспечивая за счет изъятия части сверхприбыли у одних предприятий дотацию эксплуатационной деятельности других нерентабельных предприятий.

В рыночных условиях уровень внутрифирменных цен реализации продукции корректируется с учетом сложившейся к данному моменту рыночной конъюнктуры на конкретных рынках сбыта продукции. Если предложенные объединением цены (с учетом транспортных издержек) окажутся выше средних рыночных цен, то объединение будет вынуждено снизить уровень своих реализационных цен.  Нижним пределом цены для объединения будет цена, обеспечивающая объединению компенсацию его издержек производства.

В случае, если рыночные цены будут выше средних цен по объединению, последние могут быть повышены.

Учитывая значительную фондоемкость и трудоемкость угледобычи и роль угля в формировании топливно-энергетического баланса страны, для поддержания необходимых объемов добычи государство оказывает финансовую поддержку некоторым угледобывающим предприятиям, которые не в состоянии обеспечить рентабельность своей работы.

Алгоритм формирования средней цены поставщика угля может быть представлен следующей формулой:

где Цср – средняя оптовая цена объединения на уголь, реализуемый внутрироссийским потребителям в конкретном календарном периоде, руб/т; Идi, – издержки производства на добычу угля на i-м предприятии за анализируемый календарный период, руб/ед. времени; Цобъед – общие расходы объединения, не компенсируемые суммарными полными издержками всех предприятий, руб/т добычи; Пi – необходимый уровень прибыли, обеспечивающий решение производственных и социальных проблем коллектива i-го предприятия (в соответствии с коллективным договором), простое воспроизводство, выплату установленных налогов и отчислений, возврат кредитов и процентов за их использование и финансирование прочих расходов в соответствии с действующим законодательством; Дi – величина дотаций, выделяемая из госбюджета для поддержания рентабельности производства (в случае их наличия — по фактическим и прогнозируемым данным), руб. за анализируемый период; Qpi – объем добычи рядовых углей i-м предприятием, предназначенных для реализации потребителям, за анализируемый период, т.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector