Игровая культура: пространственно-временной континуум

Игра – это действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости.

Игра – это специфический язык кот. определяется двумя признаками:

  1. перевоплощение
  2. действие (как способ изображения персонажей)

Игра – это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. (Хэйзинга) В игре всё может быть всем. Игра является элементом познавания мира.

«Игровой мир» — ключевое понятие для истолкования понятия игры. Игровой мир занимает в реальном пространстве в нашей общественной и культурной жизни особое игровое пространство, а в реальном времени – особое игровое время. «Игровое время» и «Игровое пространство» явл-ся важнейшими категориями игрового опыта, открывающими возможность постижения игрового знания (игровой культуры).

Игра не есть нечто материальное, поэтому она должна мыслиться как превосходящая действительность, «ментальность или медиум» (Х. Г. Гадамер).

И только через играющих игра достигает своего воплощения, т.е. – зримого образа, когда ментальное или медиальное состояние игровой культуры преобретает характер упорядоченного игрового движения – игровой деятельности человека, которая своими качественными и смысловыми характеристиками отделена от деятельности иного типа в реальности.

«Игра как структура – игровой элемент может присутствовать во многих явлениях, что не дает права называть это явление «игрой». Определяющим же значением для «игры» как формы, является ее самоценность» В.Д. Пономарев.

Игровое время и игровое пространство – это преобразованное в структуру (или зримый образ) ментальное состояние игры, которая приобретает характер упорядоченного игрового движения.

В пространственно временной модели игрового движения необходимо выделять такие понятия, как потенциальная и актуальная сферы игры.

В потенциальной сфере игры мы относим качественные и смысловые характеристики игровой деятельности человека, отделяющие и обособляющие игру от деятельности иного типа в реальности: добровольность и свободное участие, неопределённость, условность игрового движения, ролевое поведение, правила, способы игрового движения, непродуктивность и само ценность игрового движения.

Актуальная сфера игрового движения образуют такие понятия, как собственно поведение и взаимодействия «человека играющего», игровые переживания и «эмоциональное мышление», игровые взаимоотношения и этика игры. К эвентуальным продуктам игрового движения мы относим игровую культуру человека и игровое сообщество.

Константами игрового времени и игрового пространства, являются условность, роль, правила, самоценность. Именно в этих понятиях игрового движения находят свое воплощение все потенциальные характеристики игровой деятельности «человек играющего», отделяющие и обособляющие игру от деятельности иного типа в реальности.

Условность игры. Игра как действие, которое воплощается в игровом поведении играющих, есть практика общения с воображаемым. Специфика игры, ее главное свойство- амбивалентность играющего, т.е. игра предполагает одновременно реализцию двух планов поведения: реального и условного.

Условность игровой ситуации реализует идею игрового поведения, а именно открывает возможность «пробовать», «переживать» уже или еще неиспользованного желания человека в реальности и повседневности.

В игре все может быть всем. Условность и «нереальность» (не для игрового пространства и играющих в нем) есть возможность для того, чтобы раскрылся некий смысл, но не в качестве простого замещения одного другим, а в качестве нового содержания привычных фактов реальности.

Вывод: в условной ситуации игрового времени и игрового пространства, связанной с работой воображения «человека играющего» получает своё выражение мечтательность искание своих путей к осуществлению идеалов, социальное творчество; условновность игрового времени и игрового пространства есть ни что иное как форма «эмоционального мышления»,  когда внутренний эмоциональный опыт «человека играющего» находит своё выражение в создаваемых образах игры.

Игровая роль по отношению к «человеку играющему» обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявлению своей индивидуальности и возможности социализации.

Рубинштейн: «ребёнок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность: принимая на себя и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношение личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребёнка в целом». Через отношение ребёнка к игровой роли проявляется индивидуальность. Таким образом, через понятие «игровая роль», «человек играющий»

и обеспечивает динамику игры».

Само «вхождение» «человека играющего» в игровую роль не всегда является естественным и непринуждённым. Приёмы и способы выбора участников на игровые роли определяют набор тех качеств, которые являются для играющих первостепенным и, соответственно, – тип исполнителя.

Способы : 1. жеребьёвка, счет, конание, фанты и др. случайного принятия решения.(приёмом распределения игровых ролей выступает жанр считалок).

  1. способ свободного выбора реализуется в следующих приёмах:

а) выбор роли по желанию участниками – приём конвенциональный.

б) Инициатива выбора принадлежит не претенденту, а другим играющим. Критерием выбора являются физические достоинства участника.

  1. «принудительный» способ распределения ролей, когда отдельные игровые роли вменяются кому-либо из участников в обязанность, либо полувозрастным.

«Правила игры» — положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех её компонентов. Правила игры есть негласные предписания,  устанавливающие логический порядок игры. Правило – образ игры, её интрига, её нравственный и эстетический кодекс. Правила игры определяют условия организации и поведение «человека играющего» в игровом времени и в игровом пространстве:

последовательность выполнения игровых действий;

способы выполнения игровых действий («язык» игрового общения);

основные события игрового времени и игрового пространства (сюжет игры);

нормы и предписания в игровом поведении «человека играющего» (культурный опыт, этические нормы, социальные знания);

характер творческий – импровизационных отношений (предполагаемая свобода при исполнении игровой роли, открытость игрового диалога для случайности, неожиданности, создающих волнующую непредсказуемость хода игры, игровое напряжение).

Качество самоценности – определяющее для сущности игры, выводящее её за границы утилитарно-практического эффекта. Мотивы «человека играющего» заключаются не в ожидании утилитарного эффекта или вещного результата, которые обычно даёт деятельность в практическом не игровом плане, а в многообразных переживаниях, значимых для него.

Цитата Богомоловой: «…эти переживания могут быть связаны пробой собственных сил, самоутверждением, с удовольствием, получаемыми от отдельных игровых действий или от общения с другими людьми в ходе игры».

Тенденции в эмоциональной сфере жизни современного общества: способность современной общественности сохранять «душевное равновесие», подавление чувств, и, наоборот, эмоциональная экзальтация. Указанные тенденции являются результатом ценностного конфликта в культуре современного общества; с одной стороны, свойственные человеческой природе потребности в любви, гармонии, дружеских отношениях, с другой стороны, обращенность в сторону рациональных ценностей, реально существующая жесткая конкуренция и культ силы. Соответственно современные общественные ценности и нормы сопряжены с запретом на отдельные эмоции в частности и на эмоции вообще, но при этом парадоксальным образом эти же нормы и ценности сопряжены со стимулированием эмоций, которые они призваны подавлять. Отсюда сложившиеся противоречия в эмоциональном опыте человека.

Единственная реальность творчества – это реальность мечты, фантазии, формой которых становится игра.

Игровое пространство в этом случае, выступает как пространство переживать рост собственных духовных сил человека.

С переживанием  мы связываем временную структуру игровой деятельности человека. Эмоциональным возбуждением, веселым настроением заражаем не только играющих, но и наблюдающих игру, что является существенным признаком игры. (Рудик)

Игровые переживания создают необходимый для игрового движения элемент игрового напряжения, который «…занимает в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, шанс или возможность. В нем есть стремление к расслаблению. Чтобы нечто удалось, требуются усилия… Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности вполне определенное этическое содержание». «Игровое напряжение, как обобщенное переживание «человека играющего», обладает способностью создавать запас активности для последующего этапа игрового движения («попробовать себя еще раз»)

Нарушается игровое напряжение, прерывается игровой ритм игрового движения – это приводит к остановке игры. В этом случае для педагогики игры является важным факт эмоциональной привлекательности  игрового движения для «человека играющего».

Условия эмоциональной привлекательности: новизна и инициативность «человека играющего»; состязательный характер и комплементарность игрового ритма; состояния «надежда на успех» и «боязнь неудачи» «человека играющего»; оценочная функция игрового сообщества, — которые и вызывают эмоциональные состояния («напряжение»), адекватные логике игрового движения.

Выводы:

1.Важнейшими и необходимыми категориями игрового опыта для педагогики игры являются «игровое время» и «игровое пространство».

2.В пространственно-временной модели игрового движения необходимо выделять такие определения, как потенциальная и актуальная сферы игры.

3.Архетип зримого образа игры связан константами, которые преображают игровое движение и наделяют его игровой формой. Константами игрового времени и игрового пространства являются: условность, роль, правила и самоценность. Именно в этих понятиях игрового движения находят свое воплощение все потенциальные характеристики игровой деятельности человека, отделяющие игру от  деятельности иного типа в реальности.

4.Временную структуру игрового движения – ритмику игры мы связываем с переживаниями «человека играющего», а игровое пространство переживает рост собственных духовных сил человека.

5.Для педагогики игры важным является факт эмоциональной привлекательности игрового движения для «человека играющего». Условия: новизна и инициативность «человека играющего»; состязательный характер и комплементарность игрового ритма; состояние «надежда на успех» и «боязнь неудачи» «человека играющего»; оценочная функция игрового сообщества, — вызывающие «игровое напряжение».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector