Эмоции и чувства — это отражение реальной жизни в форме пережи­ваний

Понятие об эмоциях их роли в трудовой деятельности. Совет Д.Карнеги «Живи в отсеке сегодняшнего дня», его формула преодоления беспокойства.

Эмоции и чувства — это отражение реальной жизни в форме пережи­ваний. Чувство относительно устойчиво и постоянно. Оно переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Любовь, гордость, страдание — чувства. А огорчение за любимого человека, обида после неудачи, волнение, когда близкий человек не вернулся вовремя домой, — эмоции.

Эмоции классифицируются на стенические (положительные), астени­ческие (отрицательные) и неопределенные (стыд, страх, гнев). По дру­гой классификации эмоции делятся на интеллектуальные (интерес, лю­бопытство, любознательность), моральные (симпатия, антипатия, уважение, презрение) и эстетические (красивое и безобразное, трагическое и ко­мическое).

Простейшие эмоции бывают и у животных, а чувства — только у человека. Формулу информационной концепции эмоций вывел П.В. Си­монов:

Э = П х (Ин — Ис),

где Э — эмоция, П — потребность, Ин — информация необходимая, Ис -информация существующая или имеющаяся.(4. с 346 )

Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий эффективности любого вида труда, воспитания и обучения — положительные эмоциональные переживания. Именно по­ложительные, хотя практика показывает, что наиболее привычное и как бы традиционное педагогическое воздействие, направленное на повыше­ние эффективности и качества работы, на коррекцию поведения подчи­ненных в лучшую сторону, заключается в наказании. Руководители при этом забывают, что осуждение подчиненного вызывает отрицательные эмоции, а они в свою очередь порождают энергию сдерживания, не способ­ствующую познавательной и творческой деятельности; причем этот эф­фект наблюдается не у одного труженика, получившего отрицательную оценку старшего, а у значительной части членов коллектива, боящихся попасть в такое же положение.

Читать также:  Вторая стадия переговоров – первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров)

В исследовании психологи решили выяснить, что в большей степени влияет на производительность труда: квалификация руководителя, его зат­раты времени и сил, отношение тружеников к работе, наличие необходи­мого для трудового процесса инвентаря и оборудования или другие фак­торы. Оказалось, что важно все. Но больше всего сказывается на эффективности работы положительный настрой рабочего коллектива. Если большинство тружеников переживают за успехи и неудачи товарищей, за эффективность работы родного предприятия, за ними невольно тянутся остальные. И чем слабее производственник, тем больше его успехи в труде зависят от трудового коллектива, от социально-психологического климата в нем. Результаты исследования показали: энтузиазм, оптимизм, увлечение трудом передаются не непосредственно от начальника, а через трудовой коллектив.

Если удается увлечь бригаду, цех трудовым заданием, меняется отноше­ние к нему каждого рабочего и инженера. Поистине, как считал Г. Лессинг, «радоваться в одиночку грустно». (4 с.115) Трудно работать в коллективе, где нет активного радостного отношения к процессу труда со стороны товарищей.  Это обстоятельство осложняет работу управляющего: пробудить положи­тельные эмоции одного рабочего нетрудно, коллектива бригады или цеха — много сложнее, но тем почетнее задача. Как же ее решать?

Читать также:  Анализ детских работ (уровень развития изобразительной деятельности)

Лучшие руководители понимают, что переживание эмоционального  подъема существенно зависит от субъективных факторов, связанных с  личностью начальника: его отношения к очередному заданию, уверенности в себе, доброжелательности, приветливости; поэтому они, прежде всего,  предъявляют высокие требования к себе. Положительные эмоции на работе и во взаимоотношениях с подчиненными — это в первую очередь результат педагогического оптимизма; ведь, чтобы труженики верили в хорошее будущее, в необходимость качественного выполнения очередного задания, чтобы с удовольствием работали, руководитель сам должен ве­рить в это, а также в каждого подчиненного, в его возможности и способности. Нельзя работать с энтузиазмом, создавать добрую атмосферу на  предприятии без веры в то, что твой труд не пропадет даром, что он нужен людям.

Любое социально значимое действие предполагает ожидание определенной реакции окружающих, прежде всего авторитетных старших. В психологии это явление получило название экспектации. Подчиненные непроизволь­но, часто сами, не зная этого, внимают и приспосабливаются к экспектациям руководителя, стремятся оправдать его ожидания. Если начальник считает исполнителя способным, искренне верит в его возможности работать лучше, добиться больших успехов в труде, это для него мощный «допинг», нередко помогающий даже оставить позади более подготовленных товарищей, стать одним из лучших в коллективе.

Приняв какой-то вариант поведения, к примеру серьезное отношение к работе, и закрепив его в последующей практике, рабочий старается постоянно следовать ему. Из сказанного вытекает важная психологичес­кая рекомендация: управляющему нужно давать как можно чаще поло­жительные, притом мотивированные оценки трудовой деятельности, об­щественной работе своих подчиненных. Дело спорится, когда работа интересна. В обиходе, в жизни мы считаем, что плохая работа — результат отсутствия интереса к ней. Но это заблуждение. Скука, отсутствие интереса — следствие плохой работы и нежелания старательно, аккуратно выполнять свои обязанности. Надо помнить, что достигнутый успех порождает интерес, тягу к работе, мотивирует положительное отношение  производственному процессу. Помня это, руководитель обязан особенно внимательно, заботливо, душевно подходить к тем подчиненным, которые не добиваются успехов в труде, в каком-то конкретном деле.

Читать также:  Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения

Это особенно важно потому, что отрицательные эмоции, как установ­лено в последние годы, являются причиной не только плохого труда, но и одной из причин многих заболеваний, в первую очередь астмы, артритов, крапивницы, простуды и даже туберкулеза.

Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальни­ка, окажет активное влияние на формирование психических образований тружеников, на формирование их активности, деловых интересов и потребностей. Исследователи установили, что работа из-под палки, стиму­лируемая страхом быть наказанным материально, не может быть творческой, не приносит морального удовлетворения. Знаменитое суворовское изречение «тяжело в ученье — легко в бою» к производственному про­цессу не подходит. Практика показывает: хроническое невыполнение производственного плана — результат массированных отрицательных эмо­циональных воздействий; последние порождают не только отвращение к работе, но нередко и жестокость, агрессивность по отношению к руково­дителям.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий