МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ ПОНИМАНИЮ?

Эта статья — обращение к тем учите­лям, которые хотя бы раз испытали на уроке чувство педагогической беспо­мощности и раздражения по поводу то­го, что мы и они (учителя и ученики) — это два разных полюса, которым так и не суждено сблизиться и научиться пони­мать друг друга.

Я получила образование в универси­тете. Ранее я окончила общеобразова­тельную и музыкальную школы. Про­зрачность и стройность классического об­разования позволяют мне и сегодня на­ходить и создавать островки гармонии в окружающем мире.

Правда, в мою стройную классиче­скую мировоззренческую систему посте­пенно стали проникать чуждые элемен­ты современного постмодернизма, от которых я сначала просто отмахивалась. Так, дома требовала, чтобы сыновья не­медленно выключили рок-музыку. На это мой мудрый муж заметил: «Как ты собираешься дальше работать с детьми и подростками, если уже сейчас отказыва­ешься понимать их музыку — их совре­менный универсальный язык?» Я сделала усилие над собой, отменила свое тре­бование и попыталась хотя бы не раздра­жаться из-за чудовищных, на мой клас­сический слух, звуков и ритмов. Надо отметить, что спустя некоторое время я притерпелась и даже стала находить в этих ритмах некую систему.

И тогда поняла, что моя классическая музыка, моя классическая наука для се­годняшних детей — такие же раздражи­тели, непонятные, нестройные, вовсе не прозрачные. А ведь в школу, где по-прежнему вершиной человеческой мыс­ли считается классическое образование, они приходят каждый день. Какие же усилия приходится делать современным детям над собой!

Они приноровились, наши умные и социально адаптированные дети. Ими­тация деятельности, ритуализация дей­ствий: взяли ручки, записали тему урока, ответили на вопрос учителя, выучили параграф, стихотворение. Все это они делают, почти не отрываясь от сотовых телефонов, ловко держа их под партами. Пропускают мимо ушей порой язвитель­ные замечания учителя о виртуальной жизни, которая не заменит им реальную. Умело подсчитывают средний балл для получения нужной оценки за четверть. Это их реакция на чуждую им классику, их уход в свою постмодернистскую ре­альность.

Ситуация осложняется и внедрени­ем профильности образования. Уроки по тем предметам, которые им не нуж­ны для поступления в вуз, многие уче­ники отбывают, как бы исполняя тяж­кую повинность, искренне считая эти уроки ненужными и лишними. Безус­ловно, я несколько утрирую положение дел, но, боюсь, довольно скоро такая ситуация станет общераспространен­ным явлением.

Что же делать учителю? Тащить «в культуру на веревке»? Имитировать свою деятельность, подобно детям, — провел урок, а остальное меня не каса­ется? Мне чуждо как первое, так и вто­рое. Каким же образом организовать деятельность на уроке, чтобы учащие­ся, которые считают историю и обществознание предметами ненужными, обрели смысл и мотив своего пребыва­ния на уроке?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector