Мышление, способы его постановки и развития

Согласно теории Г.П.Щедровицкого «отправления человеческой головы — это еще не мышление. Мышлением от­правления человеческой головы стано­вятся только тогда, когда они, эти от­правления, соответствуют определенной культурной норме. А следовательно, ког­да у этой головы уже есть правильный способ решения данной задачи. Или ес­ли эта голова поднимается на более вы­сокий рефлексивный уровень и самосто­ятельно строит правильное нормативное решение. Если же мы сидим, пьем чай и рассуждаем, подобно героям Ильфа и Петрова, разрешит ли Бриан класть ему палец в рот или нет… Хотя головы наши при этом биологически функционируют, к мышлению это никакого отношения не имеет. И когда вы начинаете изучать мышление, то должны предварительно составить нормативное представление о том, что вы выделите как мышление, в отличие от остального, что есть фиктив­но-демонстративный продукт»1. Полу­чается, что не все, что произносят уча­щиеся и учитель на уроке, является про­явлением мышления. Если мы погово­рили о том, какой ширины должны быть поля в тетради, это не значит, что мы включили наше мышление. Под куль­турными нормами Г.П.Щедровицкий подразумевал нормы логического, теоре­тического, естественнонаучного, гума­нитарного мышления.

Еще одна цитата: «Мышлением явля­ется только то, что реализует социокуль­турную норму. С точки зрения моих представлений, никаких задатков мысли у человека нет. Родился он в семье с мыс­лящими родителями, есть у них время для того, чтобы учить его мышлению, — он может быть научен, и будет уметь мыслить. А не родился — ничего у него само собой не проявится, поскольку ни­каких задатков к мышлению у человека нет и не может быть, по природе»2.

В ходе своих исследований Г.П.Щедровицкий разработал такой способ «включения мышления» в нормативно-культурное пространство, как организационно-деятельностная игра (ОДИ)3. Я использую подобные игры. Но этот метод имеет (в рамках классно-урочной системы) существенный недостаток — он очень затратен по времени, его слож­но использовать на уроке фрагментарно. Обычно на организацию такого урока отводится сдвоенное занятие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector