Советом министров проект был разослан в большинство союзных министерств и ведомств и в Сов-мины союзных республик на отзыв

К сожалению, мы не вели хронику, подобную «Летописи» Б.Н.Богатова, но попытаемся, используя краткие записи «служебных дневников», вос.создать историю этой работы хотя бы в общих чертах. «‘-

Первоначально мыслилась разработка закона об архивном деле, но кон­сультации с Минюстом заставили отказаться от этой идеи и вести речь о Зако­не о Государственном архивном фонде. Летом 1986 г. группа в составе членов коллегии главка А.В.Елпатьевского, А.С.Прокопенко, В.В.Цаплина, юрискон­сульта главка В.М.Алпатовой, зам. начальника отдела Ю.В.Бобровского по­лучила задание, положив в основу Положение о ГАФ СССР, разработать про­ект Закона о ГАФ СССР, консультируясь с работниками других ведомств. Ра­бота велась с августа по октябрь. Тогда же подготовка проекта благодаря на­стойчивости руководства главка была внесена в план подготовки законодатель­ных актов СССР, постановлений правительства СССР и предложений по со­вершенствованию законодательства СССР на 1986 — 1990 гг., утвержденный постановлением Президиума Верховного Совета и Советом министров СССР № 1051 от 28 августа 1986 г. Этим же документом в качестве основных разра­ботчиков проекта Закона о ГАФ СССР вместе с Главархивом СССР были оп­ределены АН СССР, ГКНТ СССР, Минюст СССР, Минкультуры СССР. На­званные ведомства выделили своих представителей в рабочую группу по раз­работке проекта. Их участие, особенно со стороны Минюста и Академии наук (соответственно В.Н.Раюнец, затем Н.Н.Коробеикова и И.И.Бачило, затем Б.В.Левшии) было полезным и плодотворным.. Но, нисколько не умаляя их роли и вклада в проект, не могу не сказать, что все же проект был в основном детищем Главархива СССР и его руководителя.

Читать также:  КУЗНЕЦКАЯ НИЖНЯЯ РАСПРАВА КОЛЫВАНСКОГО НАМЕСТНИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ (1779-1796 гг.)

Работа над проектом интенсивно велась и в течение всего 1987 г., в самом конце которого он, как это и требовалось упомянутым выше планом, был пред­ставлен в Совмин. Далее все пошло по обычному кругу. Советом министров проект был разослан в большинство союзных министерств и ведомств и в Сов-мины союзных республик на отзыв. В январе 1988 г. ответственные работни­ки главка обзвонили по телефону архивные главки союзных республик с просьбой поддержать проект закона перед своими правительствами. С середи­ны марта и до ноября 1988 г. велась работа с замечаниями, поступавшими на проект. В целом он не отвергался ни архивными ведомствами республик, ни союзными министерствами, хотя, конечно, отношение к нему не было однород­ным. Более холодными были отзывы из Прибалтики. Эстония вообще сочла такой закон ненужным. Большой разброс в.оценках проекта наблюдался и со стороны архивистов Российской Федерации.

К концу 1988 г. проект был вновь представлен в Совет министров СССР, где в начале ноября рассмотрен научным советом Бюро Совмина по социаль­ному развитию с участием представителей заинтересованных министерств и ве­домств. К сожалению, мне не пришлось участвовать в его работе — был в от

Читать также:  Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации

пуске, но, по отзывам некоторых присутствовавших, можно было сделать вы­вод, что разноречивые оценки и замечания не послужили на пользу проекту. В частности, именно в результате этого обсуждения соответствующая статья проекта, перечисляющая ведомства, осуществляющие постоянное хранение до­кументов ГАФ СССР, была дополнена Министерством обороны.

Начался очередной тур работы над замечаниями, но проект оставался уже под надзором аппарата соответствующих подразделений правительства и гото­вился к представлению в Верховный Совет СССР. Принципиальным момен­том этого этапа работы над проектом стало его обсуждение в апреле 1989 г. в аппарате Бюро Совмина по социальному развитию, где по предложению его работников было снято определение «государственный» в понятии ГАФ, и с этого момента проект получил наименование «Закон об Архивном фонде СССР». Сделано это было с тем, чтобы учесть недавно принятое законодатель­ство о видах собственности и не подчеркивать принадлежность архивных до­кументов исключительно государству. Тогда же и там же был окончательно с участием представителей КГБ, МИД, Минюста и Минкультуры одобрен (с не­обходимыми оговорками) 30-летний срок сохранения секретности для секрет­ных архивных документов.

Читать также:  Архивная лихорадка и задачи историков в постсоветской эре

Летом 1989 г. прошло официальное согласование проекта с четырьмя за­интересованными ведомствами (Мипюст, Минкультуры, АН СССР и ГКНТ СССР), которые согласились с проектом (отдельные оговорки формального характера были лишь у Мииюста). Я присутствовал при визировании проек­та вице-президентом АН СССР В.Н.Кудрявцевым, который не принял воз­ражений своих помощников о недопустимости сохранения в проекте ведомст­венного постоянного хранения документов и завизировал проект. Тогда же появился на свет и альтернативный проект закона об архивном деле, впер­вые переданный мне ученым секретарем Отделения истории АН СССР

В.П.Козловым в кабинете вице-президента АН СССР. (Об этом проекте чуть ниже.)

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий