Основные фонды предприятий железнодорожного транспорта

Для осуществления процесса перевозок на железнодорожном транспорте, как и в любой другой отрасли, необходимо наличие средств производства, которые подразделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда образуют вещественное содержание основных фондов, а предметы труда – оборотных фондов.

Основные фонды предприятий железнодорожного транспорта – это средства, создающие материально – техническую основу и условия производственно–хозяйственной деятельности данной отрасли народного хозяйства. Поэтому порядок оценки основных фондов, организация бухгалтерского учета поступления и выбытия основных фондов, методы начисления амортизации, эффективность их использования имеют огромное значение для управления производственно–хозяйственной деятельностью.

Потребителем работы линейного предприятия выступает вышестоящая организация (дорога), других потребителей (в части эксплуатационной деятельности), предприятия не имеют.
Линейные предприятия выполняют работы, являющиеся лишь частью технологического процесса перевозки грузов и пассажиров и не имеющие формы законченной услуги. При составлении сводной отчетности расчеты с подведомственными предприятиями и организациями должны быть исключены, это обеспечивается применением счетов внутренних расчетов.

Цель данной работы – оценка состояния учета и поиск резерва повышения эффективности использования основных фондов.

В связи с этой целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

  • изучение, организация аналитического учета основных фондов по регистрам, применяемым в дистанции пути;
  • изучение постановки синтетического и аналитического учета основных фондов;
  • проведение с помощью группировки сводки исходной (первичной информации) для анализа движения, состояния и эффективности использования основных фондов дистанции пути;
  • анализ движения, состояния и эффективности использования основных фондов, в том числе:

1) оценка динамики и структуры основных фондов;
2) оценка движения и технического состояния основных фондов;
3) оценка эффективности использования основных фондов;
4) влияние экстенсивности и интенсивности использования основных фондов в результате производственно–хозяйственной деятельности дистанции пути.

Объектом исследования в дипломной работе является дистанция пути, которая решает следующие задачи:

  • участие в общем перевозочном процессе и обеспечение обслуживания и содержания в исправном состоянии пути и сооружений;
  • текущий ремонт пути в соответствии с действующими правилами и установленными железной дорогой заданиями;
  • развитие, содержание в исправном состоянии и рациональное использование устройств и оборудования, внедрение новейших достижений науки, техники, передового опыта, максимальное использование производственных мощностей, повышение механизации трудовых процессов;
  • обеспечение безопасности движения поездов, точного выполнения Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, приказов, указаний и инструкций Министерства путей сообщения, начальника Западно–Сибирской железной дороги, разработка и осуществление мероприятий по предупреждению аварий и случаев в работе;
  • оказание платных услуг населению и производство товаров народного потребления;
  • расчет смет расходов (калькуляций) на работу, на выпуск продукции, оказание услуг юридическим и физическим лицам;
  • осуществление мероприятий по охране природы;
  • осуществление других мероприятий, направленных на увеличение доходов дистанции пути.

Предметом дипломной работы являются движение, состояние и эффективность использования основных фондов в дистанции пути.
В дипломной работе применяются следующие методы исследования: наблюдение, группировка, формализация, сравнение, расчет абсолютных и относительных величин, факторный анализ путем элиминирования.