Совершенствование педагогического мастерства преподавателей учебных центров, учебных пунктов ТО ФСИН России: проблемы и перспективы

Задачи, стоящие перед образовательными учреждениями ФСИН России, в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог должен обеспечить индивидуально ориентированное обучение и воспитание слушателей, формирование ключевых компетенций, уметь развивать креативные способности обучающихся, должен  владеть принципиально иными (по сравнению с традиционными) средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Возрастающие требования к качеству обучения предполагают постоянное совершенствование профессиональной подготовки преподавателей, повышение их педагогического мастерства.

Профессионализм преподавателей – необходимый фактор эффективности учебного процесса и достижения желаемого результата обучения.

В настоящее время штатная численность преподавательского состава учебных центров (пунктов) составляет 779 ед. На 1 марта 2011 г. некомплект преподавательского состава составляет 25 ед. (3,2 % от штатной численности).

В образовательном процессе принимают участие 165 начальников учебных циклов, 263 старших преподавателя и 325 преподавателей.

Из 754 человек из числа преподавательского состава — 201 (26 %) имеют высшее педагогическое образование, 264 (35 %.) – высшее юридическое, 118 (15 %) – высшее военное, 104 (13,7 %) – высшее техническое, 58 (7,7 %) – высшее гуманитарное, 8 (1,1 %) – среднее специальное.

Возрастной состав педагогических кадров: до 30 лет – 74 (9,8 %), от 30 до 44 – 517 (68,5 %), старше 45 лет – 163 (21,7 %).

Стаж педагогической работы в учебном центре (пункте) до 1 года имеют 100 педагогов (13,2 %), от 1 года до 3 лет – 151 (20,0 %), от 3 до 5 лет – 168 (22,3 %), свыше 5 лет — 334  (44,5 %).

396 (53 %) человек имеют стаж работы в практических органах уголовно-исполнительной системы свыше 5 лет.

Среди преподавательского состава работают: 1 – доктор юридических наук, 7 – кандидатов юридических наук, 1 — кандидат педагогических наук, 2 – кандидата политических наук и 1 – кандидат исторических наук.

Читать также:  Технико-экономическое проектирование новой железнодорожной линии

Как видно из приведенных данных, 74 % общей численности преподавательского состава учебных центров (пунктов) ТО ФСИН России не имеют педагогического образования. В большинстве своем, они являются хорошими практиками, имеют за плечами не один год службы в подразделениях и органах УИС, но как выстроить педагогический процесс и что такое методика преподавания – они не знают. И наоборот, не все работающие в учебных центрах (пунктах) преподаватели являются профессионально-компетентными по преподаваемым дисциплинам специализации, так как не имеют достаточного опыта работы в УИС.

Задача руководящего состава учебных центров и пунктов создать необходимые условия для профессионального роста преподавателей разного уровня квалификации:

 — для преподавателей, начинающих свою педагогическую деятельность – это должна быть школа молодого преподавателя.

Основными задачами школы молодого преподавателя должны стать:

поддержка молодого преподавателя в период адаптации к новым профессиональным условиям;

овладение, систематизация и закрепление теоретических знаний в области содержания и методов обучения;

освоение навыков разработки учебно-программной документации по дисциплине;

выработка навыков воспитательной работы со слушателями.

— для преподавателей, у которых за плечами большой опыт педагогической работы – это должна быть школа профессионального мастерства ее задачами являются:

изучение, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта;

         совершенствование профессионального педагогического мастерства преподавателей;

         повышение эффективности профессиональной подготовки через использование современных форм и средств обучения.

         Работа и школы молодого преподавателя, и школы профессионального мастерства должна осуществляться на основе разработанных Положений об их деятельности и по отдельным планам.

         Данные формы совершенствования педагогического мастерства уже используются рядом учебных центров, однако имеются факты формального их существования: не везде разработаны локальные акты по организации работы школы, имеется расписание, но занятия не проводятся, к занятиям не привлекаются опытные преподаватели, их проводит только преподаватель-методист. А ведь педагогическое мастерство преподавателя — является тем минимумом, без которого процесс обучения просто перестает быть процессом обучения.

Читать также:  Смена поставщика основного сырья

         Возможно, создание данных школ у кого-либо вызывает затруднения. Мы готовы оказать в этом вопросе практическую помощь. Может быть необходимо разработать типовой учебно-тематический план для поведения обучения в школе молодого преподавателя или в школе педагогического мастерства.

Совершенствованию профессионального мастерства преподавателей и роста их творческого потенциала способствует также правильно организованная работа кабинета педагогического мастерства. Задачами кабинета педагогического мастерства являются: обеспечение самообразования преподавателей, обеспечение совершенствования педагогического мастерства преподавателей, анализ и обобщение опыта методической работы, накопленной в учебном центре (пункте), обобщение педагогического опыта, освоение новых педагогических технологий, методическая помощь, разработка учебно-методической литературы. Работа кабинета педагогического мастерства в каждом учебном центре (пункте) осуществляется в соответствии с положением о работе кабинета и по отдельному плану работы. Кабинет должен иметь соответствующее оборудование: стенды, отражающие организацию учебной и методической работы; фонды педагогической печати, литературу по вопросам педагогики, методики обучения и воспитания; образцы учебной документации (планы-конспекты проведения занятий); справочную литературу (справочники). На базе кабинета можно проводить заседания школы начинающего преподавателя и профессионального мастерства, устраивать тематические выставки по отдельным дисциплинам, по методике преподавания, выставки новых поступлений литературы и т.д.

Реальному повышению уровня квалификации преподавателей, их педагогического мастерства способствует обучение на курсах повышения квалификации в образовательных учреждениях ФСИН России. В этом году СПБ ИПКР ФСИН России исполнилось 10 лет со дня образования его в статусе института. За период существования института с 2001 по 2011 гг. в стенах института прошли обучение более 840 представителей командно-преподавательского состава учебных центров (пунктов) ТО ФСИН России среди них 410 (48,7 %) — сотрудники из числа преподавательского состава.

Читать также:  Перечень документов, необходимых для осуществления оперативного контроля за расходованием средств целевого финансирования:

В рамках обучения групп преподавательского состава проводятся круглые столы, межведомственные научно-практические конференции, открытые и показательные занятия профессорско-преподавательского состава института.

Однако имеются проблемы, с которыми приходится сталкиваться при обучении группы преподавательского состава из года в год.

Уже несколько лет учебные группы начальников циклов формируются по направлениям деятельности циклов. Группы преподавательского состава по-прежнему комплектуются представителями разных циклов. Это создает трудности и в работе профессорско-преподавательского состава института, и в обучении самих слушателей, что подтверждается результатами их анкетирования по окончании обучения.

В частности это касается преподавателей циклов боевой и физической подготовки. В каждой учебной группе по должностной категории «Преподаватели учебных центров (пунктов) ГУФСИН, УФСИН» порядка 25 % — представители именно этого цикла, и в анкетах они отражают как недостаток в обучении недостаточный объем учебного времени по методике преподавания занятий по дисциплинам огневой и физической подготовки. На наш взгляд, преподаватели огневой и физической подготовки должны быть отделены в отдельную категорию обучающихся, т.к. методика проведения и принципы построения занятий по физической или огневой подготовке имеют свою специфику и дидактические особенности, что не является актуальным и интересным для преподавателей других циклов. А обучение на курсах повышения квалификации в первую очередь должно способствовать совершенствованию уровня педагогического мастерства преподавателей и их компетенций в области учебного предмета и методики преподавания.

Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий