Анализ итоговых контрольных диктантов за 2012 – 2013 учебный год учащихся 1-х классов

В соответствии с планом работы школы на текущий учебный год проведена проверка уровня предметных достижений учащихся 1-х классов по математике и русскому языку. Контроль уровня предметных достижений по математике 1-х классов проводился в форме письменной комбинированной контрольной работы, по русскому языку в форме  диктанта. На выполнение контрольных работ отводился один урок.

Контроль осуществлялся с целью определения уровня обязательной подготовки каждого первоклассника. Поставленная цель определяла характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы.

Проверка достижения уровня обязательной подготовки учащихся за год проводилась с помощью заданий обязательного уровня за 1 класс в соответствии с ФГОС.

Результаты контрольных работ по предметам представлены в таблицах.

Русский язык. Результаты итоговых контрольных диктантов учащихся  1-х классов

 Контролируемый элемент Класс Итого
1 А

Бардина О.В.

1 Б

Савельева Н.Ю.

Писали работу 23 20 43
Диктант без ошибок 4 4 8/18%
Допустили 1, 2 ошибки 9 8 17/40%
Допустили 3,4 ошибки 4 4 8/19%
Допустили 5 и более ошибок 6 4 10/23%
Орфограммы Допустили ошибки
Пропуск, замена, искажение 10 7 17/40%
Б/гласная проверяемая 7 3 10/23%
Б/гласная непроверяемая  
Ь показатель мягкости 1 2 3/6%
Разделительный ь  
Ь после шипящих  
Разделительный ъ  
Проверяемые согласные 10 3 13/30%
Непроизносимые согласные  
Удвоенные согласные  
Написание приставок  
Написание суффиксов  
Написание предлогов 4 4/9%
Написание частицы не  
Жи-ши, ча-ща, чу-щу 2 2/4%
Чк, чн, щк, щн  
Перенос слов 2 2/4%
Большая буква в им. собственных 4 5 9/21%
Безударное окончание им. сущ.  
Безударное окончание им. прилаг.  
Личные глагольные окончания  
Знаки препинания между однородными членами предложения  
Знаки препинания в сложном предложении  
Оформление предложения 5 4 9/21%
Раздельное написание слов в предложении 3 7 10/23%
Оценки за диктант
«5»
«4»
«3»
«2»
% абсолютной  успеваемости 74/% 80% 77%
% качественной успеваемости 56% 60% 58%

Как видно из таблицы, усвоили обязательный минимум знаний по русскому языку 77% учащихся 1-х классов. Качество усвоения знаний составило 58%.

Результаты показывают, что основные компоненты содержания  программы по  русскому языку   освоены большинством учащихся.  Низкие показатели успеваемости связаны со следующими причинами. Во-первых, в данных классах есть группа ребят с низким уровнем обучаемости. Во-вторых, часть учеников не усвоили  программу 1-го класса, им по результатам городской психолого-медико-педагогической комиссии даны рекомендации для коррекционного обучения.

Многие учащиеся (40%)  допустили  ошибки на пропуск, замену, искажение слов и слогов,  Это связано с тем, что в 1-м классе у учащихся еще недостаточно хорошо сформированы    навыки самоконтроля, когда младший школьник, выполнив работу, самостоятельно может проконтролировать отсутствие пропущенных букв, слогов и т.п. Умение писать текст под диктовку без ошибок в сильных позициях относится к базовому уровню программы (предполагается, что к окончанию начальной школы все учащиеся должны овладеть этим умением). Одной из причин искажения и замены  букв является нарушение звукопроизношения и  фонематического слуха и учеников. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи логопеда.

Допустили ошибки в раздельном написании слов в предложении 23% учеников. Эта ошибка часто встречается у учащихся 1-х классов, так как процесс формирования грамотного письма и дифференциации слов ещё продолжается.

Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, традиционно вызывает  затруднения учащихся начальной школы (23% учащихся  допустили ошибки). Это связано как с недостаточно высоким содержанием словарного запаса младших школьников, так и с ограниченным количеством освоенных детьми способов проверки безударной гласной и трудностями в подборе однокоренных проверочных слов.

 В правописании проверяемой согласной допустили ошибки 30% учащихся. Данная орфограмма  будет подробно изучаться во втором классе.

В написании заглавной буквы в именах собственных допустили ошибки 21% учеников. В оформлении предложений допустили ошибки 21% учащихся.  Эти ошибки часто встречаются у первоклассников, так как связаны с несформированностью навыков письма, контроля и самоконтроля.

Учителям даны следующие рекомендации:

  • В процессе обучения русскому языку увеличить объем тренировочных упражнений, в результате которых  сознательные орфографические умения формируются в автоматизированные навыки грамотного письма.
  • На каждом уроке проводить  орфографические минутки. Полезны задания на определение безударных гласных, возможные в этом случае вопросы: «В каком слове безударную гласную можно (нельзя) проверить?», «На какие группы можно распределить слова с проверяемой безударной гласной по способу проверки?», «Какое из предложенных слов будет являться проверочным для  этой группы родственных слов с безударной гласной в корне?» и т.п.
  • Формирование навыка безошибочного письма в сильных позициях (без пропусков, замен и искажений) следует начинать уже с 1-го класса. Для этого в каждый урок следует включать задания по теме «Фонетика»: определение /выделение сильных позиций звуков, поиск слов, в которых написание расходится с произношением и т.п. Обучать приемам самоанализа написанных слов, предложений. Шире использовать помощь специалистов – логопедов и методистов.

Вывод: вести работу по исправлению каллиграфических ошибок, умению записывать слова   без пропусков, искажений и исправлений; формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных, парных согласных, написания слов с разделительным мягким знаком и др.; развивать  речь, внимание, самоконтроль, орфографическую зоркость.

Читать также:  Отношение рассчитанного таким образом теплопотребления к фактическому расходу теплоэнергии на отопление и вентиляцию составляет коэффициент небаланса
Оцените статью
Информационный блог
Добавить комментарий