В соответствии с планом работы школы на текущий учебный год проведена проверка уровня предметных достижений учащихся 1-х классов по математике и русскому языку. Контроль уровня предметных достижений по математике 1-х классов проводился в форме письменной комбинированной контрольной работы, по русскому языку в форме диктанта. На выполнение контрольных работ отводился один урок.
Контроль осуществлялся с целью определения уровня обязательной подготовки каждого первоклассника. Поставленная цель определяла характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы.
Проверка достижения уровня обязательной подготовки учащихся за год проводилась с помощью заданий обязательного уровня за 1 класс в соответствии с ФГОС.
Результаты контрольных работ по предметам представлены в таблицах.
Русский язык. Результаты итоговых контрольных диктантов учащихся 1-х классов
Контролируемый элемент | Класс | Итого | ||
1 А Бардина О.В. | 1 Б Савельева Н.Ю. | |||
Писали работу | 23 | 20 | 43 | |
Диктант без ошибок | 4 | 4 | 8/18% | |
Допустили 1, 2 ошибки | 9 | 8 | 17/40% | |
Допустили 3,4 ошибки | 4 | 4 | 8/19% | |
Допустили 5 и более ошибок | 6 | 4 | 10/23% | |
Орфограммы | Допустили ошибки | |||
Пропуск, замена, искажение | 10 | 7 | 17/40% | |
Б/гласная проверяемая | 7 | 3 | 10/23% | |
Б/гласная непроверяемая | ||||
Ь показатель мягкости | 1 | 2 | 3/6% | |
Разделительный ь | ||||
Ь после шипящих | ||||
Разделительный ъ | ||||
Проверяемые согласные | 10 | 3 | 13/30% | |
Непроизносимые согласные | ||||
Удвоенные согласные | ||||
Написание приставок | ||||
Написание суффиксов | ||||
Написание предлогов | 4 | 4/9% | ||
Написание частицы не | ||||
Жи-ши, ча-ща, чу-щу | 2 | 2/4% | ||
Чк, чн, щк, щн | ||||
Перенос слов | 2 | 2/4% | ||
Большая буква в им. собственных | 4 | 5 | 9/21% | |
Безударное окончание им. сущ. | ||||
Безударное окончание им. прилаг. | ||||
Личные глагольные окончания | ||||
Знаки препинания между однородными членами предложения | ||||
Знаки препинания в сложном предложении | ||||
Оформление предложения | 5 | 4 | 9/21% | |
Раздельное написание слов в предложении | 3 | 7 | 10/23% | |
Оценки за диктант | ||||
«5» | ||||
«4» | ||||
«3» | ||||
«2» | ||||
% абсолютной успеваемости | 74/% | 80% | 77% | |
% качественной успеваемости | 56% | 60% | 58% |
Как видно из таблицы, усвоили обязательный минимум знаний по русскому языку 77% учащихся 1-х классов. Качество усвоения знаний составило 58%.
Результаты показывают, что основные компоненты содержания программы по русскому языку освоены большинством учащихся. Низкие показатели успеваемости связаны со следующими причинами. Во-первых, в данных классах есть группа ребят с низким уровнем обучаемости. Во-вторых, часть учеников не усвоили программу 1-го класса, им по результатам городской психолого-медико-педагогической комиссии даны рекомендации для коррекционного обучения.
Многие учащиеся (40%) допустили ошибки на пропуск, замену, искажение слов и слогов, Это связано с тем, что в 1-м классе у учащихся еще недостаточно хорошо сформированы навыки самоконтроля, когда младший школьник, выполнив работу, самостоятельно может проконтролировать отсутствие пропущенных букв, слогов и т.п. Умение писать текст под диктовку без ошибок в сильных позициях относится к базовому уровню программы (предполагается, что к окончанию начальной школы все учащиеся должны овладеть этим умением). Одной из причин искажения и замены букв является нарушение звукопроизношения и фонематического слуха и учеников. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи логопеда.
Допустили ошибки в раздельном написании слов в предложении 23% учеников. Эта ошибка часто встречается у учащихся 1-х классов, так как процесс формирования грамотного письма и дифференциации слов ещё продолжается.
Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, традиционно вызывает затруднения учащихся начальной школы (23% учащихся допустили ошибки). Это связано как с недостаточно высоким содержанием словарного запаса младших школьников, так и с ограниченным количеством освоенных детьми способов проверки безударной гласной и трудностями в подборе однокоренных проверочных слов.
В правописании проверяемой согласной допустили ошибки 30% учащихся. Данная орфограмма будет подробно изучаться во втором классе.
В написании заглавной буквы в именах собственных допустили ошибки 21% учеников. В оформлении предложений допустили ошибки 21% учащихся. Эти ошибки часто встречаются у первоклассников, так как связаны с несформированностью навыков письма, контроля и самоконтроля.
Учителям даны следующие рекомендации:
- В процессе обучения русскому языку увеличить объем тренировочных упражнений, в результате которых сознательные орфографические умения формируются в автоматизированные навыки грамотного письма.
- На каждом уроке проводить орфографические минутки. Полезны задания на определение безударных гласных, возможные в этом случае вопросы: «В каком слове безударную гласную можно (нельзя) проверить?», «На какие группы можно распределить слова с проверяемой безударной гласной по способу проверки?», «Какое из предложенных слов будет являться проверочным для этой группы родственных слов с безударной гласной в корне?» и т.п.
- Формирование навыка безошибочного письма в сильных позициях (без пропусков, замен и искажений) следует начинать уже с 1-го класса. Для этого в каждый урок следует включать задания по теме «Фонетика»: определение /выделение сильных позиций звуков, поиск слов, в которых написание расходится с произношением и т.п. Обучать приемам самоанализа написанных слов, предложений. Шире использовать помощь специалистов – логопедов и методистов.
Вывод: вести работу по исправлению каллиграфических ошибок, умению записывать слова без пропусков, искажений и исправлений; формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных, парных согласных, написания слов с разделительным мягким знаком и др.; развивать речь, внимание, самоконтроль, орфографическую зоркость.